Главная страница
qrcode

22 160 160 28 мая 2015 года 160 160 17 160 (7958) 160 160 160 160


Название22 160 160 28 мая 2015 года 160 160 17 160 (7958) 160 160 160 160
Анкорkultura 017 15.pdf
Дата22.05.2020
Размер4,77 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkultura_017_15.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#50628
Каталог
22 – 28 мая 2015 года   № 17 
(7958)
      
Издается с 1929 года
www.portal-kultura.ru
Духовное пространство русской Евразии
Когда Шойгу  
был маленький
В номере:
Народный 
контроль 
6
Моя большая 
гламурная  
свадьба 
10
Предупрежден — 
значит  
не оскорблен? 
11
Юрий Григорович:
«Никто не отказался  
от участия в «Бенуа» 
13
«Я играю, что я 
Герцен и встречаю 
Огарева»
«Филатов-Фест»  
на Таганке 
14
9 7 7 1 5 6 2 0 3 7 0 0 1 1 5 0 1 7
ISSN 1562-0379
ПЕЧАЛЬ 
ЗА ГОРОД 
БУДАПЕШТ 
«Монументы 
Победы: своих 
не бросаем»
СЕРГЕЙ 
ЗАХАРОВ:
«Шоу-бизнес 
занимается 
«раскруткой 
обезьянки»
А СБЫЛОСЬ  
ЭТО
Итоги 
чемпионата 
мира  
по хоккею
16
плюс
15
13
7
КРОТОСТЬ — 
СЕСТРА ТАЛАНТА
185 лет со дня 
рождения Алексея 
Саврасова
8
«Тихий Дон» или тихий ужас?
Что остается от судьбы человека, если за дело берется «Википедия»: Шолохову объявили войну накануне его юбилея
«Тихий Дон» или тихий ужас?
Что остается от судьбы человека, если за дело берется «Википедия»: Шолохову объявили войну накануне его юбилея
110-летие Михаила Александровича Шолохова 
страна отметит без особой помпы. К этой дате 
готовятся гораздо скромнее, чем, скажем, к 
грядущему в 2018-м столетию Александра 
Солженицына. Видимо, мы до сих пор не 
осознали уникальное значение Шолохова не 
только для русской литературы, но и в деле 
обретения гражданского согласия.
Тем не менее, чем ближе 24 мая, тем больше людей, 
особенно школьников и студентов, открывают интернет в поисках информации о писателе-юбиляре. 
Наверняка заходят и на посвященную ему страницу 
в открытой энциклопедии «Википедия». И там — из 
недавно обновленного текста — узнают, что Михаил 
Шолохов, оказывается, брал взятки, скрывался от 
правосудия, в годы войны ни разу не бывал на передовой, да вдобавок женился по расчету... 
«Культура» встретилась с внуком нобелевского 
лауреата, директором Государственного музея-за-
поведника М. Шолохова Александром Михайло-
вичем ШОЛОХОВЫМ и побеседовала с ним о переписывании истории и о попытках добиться справедливости.
культура: Когда Вы узнали об изменении статьи в «Википедии»?
Шолохов:
 Несколько дней назад: звонит старший сын, 
который работает юристом в IT-сфере, и говорит: «А 
ты давно заглядывал на страницу в «Вики»?» Я открыл 
и был поражен. Текст оказался полностью переписан: 
он кардинально отличается от того, что я видел пару месяцев назад.
культура: В чем, например?
Шолохов:
 Начиная с места рождения. Якобы, по некоторым данным, Михаил Шолохов появился на свет вовсе не в хуторе Кружилинском, а в Рязани. Кстати, рядом пометка: «Источник не указан 68 дней», а дальше 
даже и такого признания не делается. Лично я в первый раз слышу о такой версии. Существует оригинал 
церковной метрики, где зафиксировано место рождения Михаила Александровича. Впрочем, в каждой лжи 
есть доля правды. Действительно, Шолоховы были выходцами из города Зарайска Рязанской губернии, 
но они переехали задолго до рождения деда.
Михаил Шолохов — «Культуре»:
«Давайте блистать книгами,  
а не медалями»
Сомневающимся в авторстве романа «Тихий 
Дон» писатель ответил предельно просто: «Я 
жил и живу среди своих героев. Мне не нужно 
было собирать материал, потому что он был под 
рукой, валялся под ногами. Я не собрал, а сгреб 
его в кучу». «Культура» задала классику свои 
вопросы. 
культура: Михаил Александрович, Вы предпочитаете 
деловой тон общения или же неформальный?
Шолохов:
 Мне хотелось бы с вами вести разговор запросто, вроде по-домашнему.
культура: Хорошо, тогда начнем с главного. Если бы 
Вы не стали писателем, какое занятие в жизни выбрали 
бы?
Шолохов:
 Моя основная профессия — писатель. Я на 
литературном поприще буду работать так, чтобы вам не 
было стыдно за меня.
культура: А в чем, на Ваш взгляд, главная задача любого писателя?
Шолохов:
 Мы обязаны писать хорошо.
культура: Какие произведения последнего времени 
Вы бы отметили?
Шолохов:
 Я думаю, что не стоит здесь говорить о нашей продукции — о книгах. Не стоит потому, что хорошие книги вы все читали и помните их, а о плохих нет 
надобности вспоминать.
культура: Сейчас активно ведутся дискуссии по поводу допустимости ненормативной лексики в литературе, кино, на театральных подмостках, был даже принят 
специальный закон. Ваше отношение к этой проблеме.
Шолохов:
 У нас зачастую писатели (и я грешен в этом) 
писали из расчета, что «из песни слова не выбросишь», 
и забывали, что книги наши читает не только взрослый 
читатель, который прочтет и отнесется с усмешкой к 
языковой вольности, но читает и молодежь, 13–14-летние подростки, которые черпают из книг обороты речи 
и вольные слова. А затем эти слова входят в обиход молодежи, проникают в семью и школу. 
Александр АНДРЮХИН
Во многих регионах России уже началась посевная кампания. 
Чтобы оценить мастерство механизаторов и возможности техники, 
да и просто, чтобы веселее работалось, вот уже четвертую весну 
в России проводятся чемпионаты по пахоте. Финал нынешнего 
состоится 22–23 мая в Саратовской области. Особенность его в том, 
что именно сейчас у российской техники появились экономические 
предпосылки потеснить импорт. Смогут ли отечественные 
производители использовать этот шанс, разбирался 
корреспондент «Культуры». 
Мы пахали
ФО
ТО: РИА НОВ
ОС
ТИ
Юрий Кублановский:
«Бродский был бы рад 
возвращению Крыма»
Татьяна МЕДВЕДЕВА
24 мая Иосифу Бродскому 
исполнилось бы 75. Без его 
«Пилигримов», рождественских 
стихов, «Сретенья», «Писем 
римскому другу» невозможно 
представить русскую поэзию. 
И вместе с тем — непримиримый 
конфликт с советской 
властью, судебный процесс 
«за тунеядство», ссылка, 
психушки, выдворение из СССР, 
а спустя годы — Нобелевская 
премия по литературе. Своими 
размышлениями о гении-
изгнаннике — драматичном 
разрыве с Родиной, жизни 
и триумфе на Западе, об 
особенностях его неповторимой 
поэтики — делится c читателями 
«Культуры» младший 
современник Бродского поэт 
Юрий Кублановский.
культура: Из-за чего возник конфликт поэта с советской системой? 
Кублановский:
 Мне об этом говорить несложно: я ведь и сам был смолоду поэтом-самиздатчиком, вполне 
при этом аполитичным. Бродский всю 
жизнь подчеркивал: «Я человек частный» — то есть вне политики. Но советская власть почти тотально регламентировала культуру. У советской 
литературы были свои жесткие правила, связанные с идеологической 
государственной машиной. Можно 
было даже порой — в меру — фрондировать, как это делали «шестидесятники». Но нельзя было жить и писать 
так, словно социалистической 
структуры вовсе не существует. 
14
5
4
12
Рцы слово твердо
Завидовать будем
Культурный 
передел
Поколение.Ру
«Авторское право»
9
ФО
ТО: ВИК
ТОР ПОГ
ОНЦЕВ/ИНТЕРПРЕС
С/Т
АС
С
16
 
№ 17  22 – 28 мая 2015
ПОД ЗАНАВЕС
Подруги семиструнные
Дарья ЕФРЕМОВА
Стол под яблонями, гамак, 
мангал, банька... Дача — 
это маленький рай, если 
не брать в расчет соседа с 
бензопилой, чью-то нервную 
болонку и родственников, 
требующих немедленно 
прополоть огород...
Сесть в шезлонг, открыть любимый роман. А может, отправиться на прогулку в ближайший монастырский парк? Набрать родниковой воды, сделать красивые фотографии... 
Сибаритствовать приятно, но 
до первого нагоняя: «Зеленьовощ с грядки любишь, а работать Пушкин будет?»
Впрочем, битва за урожай — 
не единственный камень преткновения. Немытая посуда, 
цинично отправленный на помойку неработающий дедушкин приемник, невоспитанный (или подозрительно послушный) ребенок, даже — не 
к месту посаженные розы. Поводом для недовольства становятся самые неожиданные 
вещи. 
«Решаясь на совместный отдых, мы сталкиваемся с необходимостью играть непривычную 
для себя роль — члена общины, 
семейного клана, — говорит 
психолог Екатерина Михайлова. — Для жителей больших 
городов, привыкших к независимости, это серьезное испытание. Не очень понятно, как себя 
вести — подчиняться или настаивать на своем».
Первое, что стоит учесть, отправляясь подышать свежим 
воздухом: всякая дача — чья-то, 
а значит, здесь есть гости и хозяева. Заводить собственные 
порядки на чужой территории 
так же бессмысленно, как и навязывать свои привычки «постояльцам». 
Мамочки! 
Ситуация, когда взрослые дети 
живут на родительской даче, — 
распространенная. Но не самая простая. С одной стороны, 
маме, даже если она садово-огородный фанатик, нельзя не помочь. С другой, как бы вы ни 
батрачили, родительница все 
равно на что-нибудь обидится...
«Брать все на себя, а заодно и 
соревноваться с братьями и сестрами в любви к мамочке — сомнительная позиция, — говорит 
психолог Юлия Василькина. — 
Излишняя активность создает 
не меньший стресс, чем демонстративная праздность. Старательно опекая пожилых родителей, вы намекаете на их беспомощность, чем, конечно же, их 
невольно обижаете». 
Не лучшим образом действуют и настоятельные «добрые» советы. «А почему вы эти 
железки не выбросите? Может, мы наконец забор покрасим?» — такого рода забота вызывает чувство дискомфорта. 
Постарайтесь понять, какую 
именно помощь готовы принять 
родители, а с чем лучше не приставать. 
На чужбине 
«Муж тащит на дачу, а я не хочу 
туда ездить из-за свекрови. Она 
все делает назло — даже сует 
ребенку сладкое, которое я запрещаю». «Выбросили ржавую 
ванну и какие-то банки, разбили 
альпийскую горку под лиственницей, а тесть и теща надулись». 
Подобными историями кишат 
все дачные форумы. Полбеды, 
если «культурный конфликт» 
возник со старшим поколением — тут хоть с субординацией более-менее ясно. Но ведь 
отдохнуть на природе приезжают еще и молодые родственники — золовки, деверья, их 
мужья-жены и «невыносимые» 
дети. Капризные, хитрые, избалованные, невоспитанные. А замечание сделать — не смей. 
«Универсальных рецептов, как 
поладить с чужими детьми, не 
существует, — говорит психолог Наталья Манухина, — есть 
общие простые рекомендации. 
Во-первых, с ребенком, особенно старше семи лет, стоит 
разговаривать, как с маленьким 
взрослым. Спрашивать, что он 
любит (есть, смотреть, слушать), но ничего не навязывать. 
Во-вторых, не потакать — дети 
отлично чувствуют фальшь. 
Что же касается замечаний, то 
«нельзя» следует произносить 
только в сочетании с «можно» 
и «надо». Например: «Не ломай 
чужие домики из песка, лучше 
строй свои. У тебя хорошо получается». Фраза «у тебя получается» способна творить чудеса». 
Чтобы отдых с чужими родственниками не превратился в 
пытку, договаривайтесь — кто 
продукты покупает, кто готовит, 
где чья комната, что можно вашему ребенку, а что нельзя. 
«Обозначьте, все ли ожидания хозяев вы готовы реализовывать, — советует Юлия Василькина, — если что-то не 
по душе  — откажитесь, заменив эти обязанности другими. 
Например, вместо помощи на 
грядках предложите чаще готовить. Иногда, несмотря на все 
компромиссы, ситуация остается накаленной. Значит, дачные 
разногласия — следствие застарелых проблем. В этом случае 
совместный отдых едва ли разрядит обстановку. Скорее, усугубит конфликт». 
Гости дорогие
Вы для них готовите-убираете, 
а они забывают снимать обувь 
и бросают окурки под пионы. А 
еще подарили дурацкий календарь и начистили старинный самовар какой-то химией... 
«Быть хозяйкой дачного 
приема — обязанность почетная, но утомительная. Не 
столько хлопотами, сколько 
необходимостью постоянного 
внимания к потребностям других, — говорит Екатерина Михайлова. — Хорошо, если эта 
роль в радость, но если нет, взаимной притирки не избежать. 
Не думайте, что интеллигентные люди должны сами обо 
всем догадаться. Некоторые 
вещи стоит обсуждать». 
Расскажите об укладе, принятом на вашей даче. Обратите 
внимание гостей на бытовые 
моменты — где стоят веник и 
мусорное ведро, где удобно сушить мокрый купальник, в каком углу сада поздние посиделки за чаем и преферансом не 
побеспокоят ни хозяев, ни соседей. Выделите для гостей личное пространство, обговорив 
ограничения, если таковые существуют. Не менее важно обсудить и цели совместного пребывания — причем желательно 
сделать это еще «на берегу». 
Например, «у нас такой богатый урожай, приезжай, соберем 
овощей и ягод на зиму». Гости 
имеют возможность сразу решить, нужно им это или нет. 
А вообще, дачный отдых — в 
первую очередь именно отдых, 
и превращать его в соцсоревнование не следует. Запоминаются ведь события и впечатления — рассвет на речке, сковорода жареных карасей, гонки на 
велосипедах по пересеченной 
местности, белый гриб, выросший прямо на участке, чтение в 
гамаке. Именно это дает силы, 
заряжает энергией. А клубнику, 
укроп и патиссоны можно и на 
рынке купить. 
Тамара ЦЕРЕТЕЛИ
В Центральном музее музыкальной 
культуры имени Глинки проходит 
выставка раритетных семиструнных 
гитар из собрания Ивана Бариева. 
Уникальные инструменты пробудут 
здесь до октября и напомнят о 
былой славе семиструнной.
А напоминать есть о чем — некогда семиструнная была у нас настолько распространенной, что получила название 
«русской гитары», хотя изобрели ее и не 
в России. На просторы необъятной она 
попала в конце XVIII века и превратилась почти в национальный инструмент. 
Такой чести была обязана, как ни странно, двум переехавшим в Россию чехам — 
Андрею Сихре и Игнацу фон Гельду. Первый написал для нее около тысячи произведений и переложений, второй издал 
«Школу игры на семиструнной гитаре».
В итоге инструмент вытеснил классическую гитару, у которой, как известно, струн всего шесть. Добавьте к этому благодатную почву русского романса, как раз зарождавшегося в то время, и 
поймете, почему певучая подруга семиструнная завладела сердцами соотечественников.
Владела она ими до начала ХХ века, когда начались споры между «семиструнниками» и «шестиструнниками». Закончились они победой последних — в конце концов, вся мировая гитарная литература была написана для шестиструнного 
инструмента.
Наличие семи струн долгое время ставило в тупик прогрессивную международную общественность. Например, великий испанский гитарист Андрес Сиговия, в 1920-х–1930-х четырежды приезжавший в Советский Союз, вспоминал: 
«Меня спрашивали, почему я играю на 
шести, а не на семи струнах. Можно спрашивать, почему виртуозы на скрипке и 
виолончели играют не на пяти, а на четырех струнах...» И добавлял: «Я бы им посоветовал прибавить палец на руке, чем 
струну на гитаре».
Кстати, Сиговия сыграл немаловажную 
роль в популяризации классической гитары в СССР. Его концерты пользовались огромным успехом, как и открытые 
уроки. На волне интереса к инструменту в музыкальных училищах стали появляться классы гитары — уже классической. А русская гитара из разряда цариц 
постепенно перекочевала в подкласс диковинок. Хотя любовь к ней сохранили 
многие — например, Высоцкий играл исключительно на семиструнке. А второе 
рождение инструменту дал Сергей Орехов — музыкант-виртуоз, познакомивший с русской гитарой весь мир.
Принадлежащий Орехову инструмент 
можно увидеть на выставке в Музее имени Глинки. Прочими экспонатами когда-то владели не менее знаменитые личности — Марк Бернес, Николай Крючков, Аполлон Григорьев, Андрей Сихра. 
Есть и трофейная гитара, вынесенная советскими солдатами из дома Германа Геринга, — во всяком случае, такую легенду рассказали коллекционеру Ивану Бариеву, когда тот приобретал инструмент.
Сам Бариев, музыкант, вице-президент национально-культурной автономии российских цыган, «заболел» семиструнными случайно — как-то на день 
рождения ему подарили гитару 1870 
года работы знаменитого мастера Ивана Семенова. Она стала началом коллекции, куда теперь входят инструменты работы Ивана Батова, Ивана Краснощекова — «Страдивари русской гитары», его 
ученика Кондратия Березина и других. 
Одна из самых интересных семиструнок 
датирована 1813 годом и инкрустирована перламутром, черепаховым панцирем, 
черным деревом. Работа крепостного мастера Батова некогда принадлежала Илье 
Соколову — руководителю первого цыганского хора в России и участнику войны 1812 года. Говорят, и сегодня главные 
ценители семиструнной — цыгане.
В следующем  
номере:
Конца и края нет
Волга: богатства, красоты, 
проблемы
 
 
 
Elena Obraztsova 
«Russian Songs and Romances» 
Мелодия
В июле 1980 года в рамках культурной программы Олимпийских игр 
в Москве Елена Образцова впервые выступила с Академическим оркестром русских народных инструментов под управлением Николая 
Некрасова. В программе концерта были народные песни и старинные романсы. 
«Русская песня — это когда душа открывается, когда самые лучшие 
чувства в сердце моем выходят через мой голос к слушателям, и мне 
хочется петь не только музыку, но петь Родину мою, Россию... Браться 
за эту музыку можно лишь в том случае, если уже имеешь жизненный 
и художественный опыт, многое пережил и перечувствовал», — говорила Образцова в интервью по окончании концерта. 
Через год, в 81-м, четырнадцать номеров из этой программы были 
записаны Еленой Васильевной на «Мелодии». Изданная грампластинка мгновенно разошлась огромным тиражом. Сегодня эта историческая фонограмма переиздана на обозреваемом компакт-диске. 
В исполнении Образцовой звучат известные песни и романсы: «Ночь 
светла», «Утро туманное», «Я тебе ничего не скажу», «Пронеслись мимолетные грезы», «Темно-вишневая шаль» и другие.
 
 
 
Alfred Schnittke 
«Symphony No.1» 
Мелодия
Создававшаяся на протяжении пяти лет (с 1969-го по 1974-й) Первая 
симфония для большого симфонического оркестра является одним из 
главных достижений Альфреда Шнитке в алеаторике: своеобразный 
жанр (зародившийся в середине ХХ века), где многие фрагменты партитуры представляют собой лишь общую канву, в рамках которой музыканты могут импровизировать. 
Это было во многом революционное произведение, недаром Альфред Гарриевич поначалу думал назвать его «Антисимфонией». То 
есть задача композитора состояла в том, чтобы представить в сочинении все существовавшие на тот момент в области классической 
музыки «pro» и «contra»: гармония — антигармония, конструкция — 
деструкция, отрицание — контротрицание, симфония — антисимфония. Данный любопытнейший опус звучит здесь в исполнении Государственного симфонического оркестра Министерства культуры 
СССР под управлением Геннадия Рождественского. Запись датируется 1987 годом.   
Подробности на сайте фирмы «Мелодия» www.melody.su
По горизонтали: 5. Австрийский художник, один из лучших мастеров 
европейского модерна. 8. Поэма К. Симонова и рассказ А. Аверченко. 
9. Руководитель военного оркестра на марше. 11. Советско-польский 
фильм по сценарию В. Богомолова. 13. Рыба с электрическим зарядом. 
15. Российский кинорежиссер («Дронго», «Смерш»). 16. Непосильная ноша. 18. Пьеса в стихах В. Гусева. 20. Старинная золотая монета.  
22. Комедия Н. Гоголя. 23. Итальянский кинорежиссер. 25. Острый 
кол — оружие русских стрельцов. 26. Городской сад. 28. Звезда французского кино. 29. Место содержания узника. 30. Южное направление. 
33. Традиционная арабская лепешка. 35. Жанр живописи. 36. Французский художник. 37. Последний балет И. Стравинского. 
По вертикали: 1. Французский киноактер («Анжелика и король»). 2. Герой симфонической сказки С. Прокофьева. 3. Традиционный русский 
прохладительный напиток. 4. Дозорная вышка в Древней Руси. 6. Советский оперный певец (бас). 7. Британский эстрадный певец. 10. Персонаж оперы Д. Россини «Севильский цирюльник». 12. Русский композитор. 14. Персонаж оперы Д. Пуччини «Тоска». 17. Мусульманское 
учебное заведение. 19. Героиня поэмы А. Пушкина. 20. Система украшений жилища. 21. Русский поэт, драматург, автор первой постановки 
оперы М. Глинки «Иван Сусанин». 24. Выдающийся джазовый исполнитель. 27. «Жидкий металл». 28. Американский безработный, ставший 
звездой в СССР. 31. Валюта Китая. 32. Французская киноактриса («Высокий блондин в черном ботинке»). 33. Бог-творец в египетской мифологии. 34. Кресло монарха. 
ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 16
По горизонтали: 1.
 
Федосеев. 5. Броневик. 10. Лепко. 11. «Сосед». 13. Кизим. 14. Синьоре. 15. Калинин. 16. «Волна». 17. Аппиан. 20. Фиаско. 22. Обухова. 25. Клир. 26. Уезд. 
28. Онассис. 31. Астров. 33. Трувер. 35. Исход. 37. Мишулин. 39. Регтайм. 41. Нилин.  
42. Ушица. 43. Лобби. 44. Апраксин. 45. Калидаса.
По вертикали: 1. «Фальстаф». 2. Дюпон. 3. Слобода. 4. Евсеев. 6. Редька. 7. Николаи.  
8. Вазон. 9. Командор. 12. Сполох. 18. Пикет. 19. Норов. 20. «Фауст». 21. Седов. 23. Уха.  
24. Отс. 27. «Раймонда». 29. Сухари. 30. «Трембита». 32. «Орленок». 34. Регалии. 35. Ингури. 36. Дриада. 38. Шилер. 40. Амбра.
ФОНОТЕКА «КУЛЬТУРЫ»
Сотки раздора
Собрание уникальных инструментов Ивана Бариева
ВА
ЛЕНТИН Г
УБ
АРЕВ. «ОВ
ОЩИ И ЛЮ
ДИ»
ФО
ТО: А
ЛЕК
САНДР ЛЕГКИЙ/Т
АС
С
ФО
ТО: РИА НОВ
ОС
ТИ

перейти в каталог файлов


связь с админом