Главная страница
qrcode

29 мая 160 160 4 июня 2015 года 160 160 18 160 (7959) 160 160 160 160


Название29 мая 160 160 4 июня 2015 года 160 160 18 160 (7959) 160 160 160 160
Анкорkultura 018 15.pdf
Дата22.05.2020
Размер3,88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkultura_018_15.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#50640
Каталог
29 мая – 4 июня 2015 года   № 18 
(7959)
      
Издается с 1929 года
www.portal-kultura.ru
Духовное пространство русской Евразии
«Калина горькая». 
«Калина...» вызрела
В номере:
«Витязь»  
с пропиской 
2
Семь метров  
под землей
В Москве заново открыли  
Музей археологии 
2
Марш 
акварелистов 
6
У Меньшикова 
подкозьмили
 
8
Сакс у нас есть
Интервью с Маргаритой 
Шапошниковой 
11
9 7 7 1 5 6 2 0 3 7 0 0 1 1 5 0 1 8
ISSN 1562-0379
УЧИСЬ, КАЗАК, — 
ПРЕЗИДЕНТОМ 
БУДЕШЬ
Репортаж  
из Аксайского 
кадетского 
корпуса
«ТАЛИБАН» 
У ВОРОТ
Южные 
рубежи СНГ 
под угрозой
У САМОВАРА  
Я И МОЯ КНИГА
Сельские 
читальни  
умирать  
не собираются
16
плюс
11
9
5
ВСЕ ОТТЕНКИ 
НОСТАЛЬГИИ
Выставка 
«Сохранить  
для России»  
в ГТГ
6
Юрий КОВАЛЕНКО 
Париж 
92-летний Ролан Дюма — один из наиболее 
влиятельных французских государственных 
деятелей XX столетия. Ближайший соратник 
президента Франсуа Миттерана, сначала он 
возглавлял министерство по европейским 
делам, затем был главой МИДа, и наконец, 
председателем Конституционного совета Пятой 
республики. Накануне очередной годовщины 
высадки союзников в Нормандии г-н Дюма, с 
гордостью именующий себя «другом России», 
поделился с «Культурой» своим видением 
политики Запада в отношении нашей страны. 
Ролан Дюма: 
«Конфронтация с Москвой — 
не в интересах Парижа»
9
Конца и края нет
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко:
«Культура — огромный  
ресурс экономического 
и социального развития»
Нильс ИОГАНСЕН
20 мая страна отмечала 
День Волги. Сам 
праздник пока не очень 
раскрученный, а вот 
туризм на берегах великой 
русской реки активно 
набирает обороты. Причем 
внутренний — наши 
сограждане все чаще 
предпочитают отдыхать 
на Родине, нежели ехать 
за границу. Побывать у 
истоков Волги и потом 
двинуться вниз по течению, 
действительно, очень 
заманчиво. Специальный 
корреспондент «Культуры» 
проехал по этому 
интереснейшему маршруту, 
посетил города Осташков, 
Тверь, Калязин, Углич, 
Мышкин, Ярославль и 
Кострому, чтобы воочию 
убедиться в их готовности к 
очередному летнему сезону.
Великая река стремительно высыхает, того и гляди превратится в тоненький ручеек, — 
стращают отдельные экологи. 
И вроде не поспоришь. Летом 
2014-го на Угличском водохранилище обнажились затопленные еще при его заполнении 
улицы. Туристы глазели на старинные мостовые, а «черные 
копатели» искали в развалинах 
клады. «В прошлом году уровень 
воды был рекордно низким. Но 
сейчас — и вы это видите, — все 
нормально», — поясняет глава 
Калязинского района 
Константин Ильин.
3
Слишком долгое 
«Эхо»
Шпионские страсти
Нежелательных 
просят удалиться
Бомба 
замедленного 
действия
«Авторское право»
7
Минувший год стал, без преувеличения, 
прорывным для отечественной 
культуры. Впервые за долгое время мы 
начали обсуждать не только форму, 
но и содержание. Впервые после 
десятилетий стыдливого молчания 
заявили о неразрывной связи культуры и 
нравственности. О национальных корнях 
и долге художника перед своим народом. 
Общество, власть, значительная часть 
творческой интеллигенции сошлись на 
том, что культура — не корпоративная 
делянка, а дело государственной важности. 
Хотя 2014-й позади, работа продолжается. Активнейшее участие в ней по-прежнему принимает Валентина Матвиенко. Именно спикер Совета Федерации обратилась к Владимиру Путину 
с предложением провести в России Год культуры 
и после выхода соответствующего президентского указа возглавила оргкомитет по проведению Года. 
Вопросы развития российской культуры 
по-прежнему находятся в круге неусыпного внимания Валентины Ивановны. Председатель верхней палаты российского парламента ответила на 
вопросы главного редактора газеты «Культура» 
Елены ЯМПОЛЬСКОЙ
культура: Тематические годы в России проводились и прежде. Но о реальном общественном 
звучании впервые можно говорить лишь применительно к Году культуры. То, что скептики 
заранее прогнозировали как совокупность мероприятий для галочки, на поверку оказалось 
платформой для поиска смыслов. Люди спорили страстно, горячо. Вы прекрасно об этом 
знаете, поскольку сами находили время присутствовать на заседаниях и диспутах. Чем, на 
Ваш взгляд, объясняется этот феноменальный 
резонанс? 
Матвиенко:
 На мой взгляд, просто время пришло. И мы благодарны Президенту России 
В.В. Путину за то, что он сразу поддержал нашу 
инициативу. Год культуры в 2014-м, нынешний Год 
литературы — первый масштабный общенациональный смотр положения дел в этой сфере. Причем власть, общество, деятели культуры не просто окинули взором общее состояние и провели 
некую «инвентаризацию». Что меня очень радует, 
идут настоящие интеллектуальные атаки — с широким привлечением институтов гражданского 
общества, всех граждан страны, кому близка, дорога культура. А таких людей, как мы убедились, 
большинство. 
Нам удалось поднять, всколыхнуть интерес к 
теме. Это факт, что прежде у федеральной власти, региональной, местной, у самих творцов 
были различные — хотя не скажу, что концептуально противоположные, — взгляды на положение дел в культуре, на то, что следует сделать в 
первую очередь. В результате совместной системной работы в течение года, диалога с обществом, 
дискуссий с участием средств массовой информации мы сейчас выработали общее понимание — 
что нужно стране, обществу в области культуры, 
каким они видят ее развитие. Принятые под занавес 2014 года «Основы государственной культурной политики» — это, по моему глубокому убеждению, документ общенационального согласия 
и стратегического значения. 
Речь ни в коей мере не идет об «огосударствлении» культуры. Напротив: все последние годы 
шел непростой, но необходимый процесс выстраивания новой модели взаимодействия между государством и деятелями культуры. Я бы 
сказала, модели демократической, основанной 
на взаимном доверии государства и творцов, работников культуры. На мой взгляд, мы в этом 
направлении существенно продвинулись, и Год 
культуры это зафиксировал, утвердил, 
закрепил. 
4 – 5
ФО
ТО: В
ЛА
ДИМИР СМИРНОВ/Т
АС
С
ФО
ТО: REUTERS/PIXSTREA
M
На чай в Академию
Алексей КОЛЕНСКИЙ
27 мая в ТАСС состоялась пресс-
конференция Никиты Михалкова, 
посвященная открытию Академии 
кинематографического и театрального 
искусства. Списки слушателей годичного 
курса будут утверждены в конце лета,  
но уже сегодня на каждое место 
претендуют по 26 абитуриентов из 
разных стран — и это далеко не предел. 
2
культура: Французская общественность шокирована тем, что Олланд не поехал в Москву на торжества, посвященные 70-летию Великой Победы, в то время как Путин год назад принял приглашение 
Парижа и посетил юбилей высадки в Нормандии. Шестьдесят парламентариев, включая бывших 
министров, публично выразили 
возмущение и назвали поступок 
французского лидера «исторической ошибкой» и «оскорблением 
памяти» миллионов погибших россиян. 
Основатель Академии Никита Михалков, худрук режиссерской мастерской Владимир Хотиненко, 
возглавивший продюсерское отделение Леонид Верещагин, преподаватель операторского искусства Анатолий Мукасей, театровед 
Борис Любимов и первый проректор Академии Сурен Шаумян поделились с журналистами видением 
перспектив проекта, стартующего 15 сентября.  
12
 
№ 18  29 мая – 4 июня 2015
ПОД ЗАНАВЕС
Дарья ЕФРЕМОВА
Было у купца три дочери. 
Две образованные, 
деловые, а третья — 
блондинка... 31 мая 
с «профессиональным» 
праздником поздравляют 
белокурых бестий 
и богинь — в законе, 
в шоколаде, за углом.
Она коллекционирует красненькие машинки, использует 
планшет как зеркало, завтракает у Симачева. А еще подолгу 
стоит возле клетки со львом. 
Ждет, что начнется кино... 
Настоящие мужчины ее спинным мозгом чувствуют: длинноногая, с большими глазами... 
Женщины презрительно поджимают губы — глупая и безвкусная, в откровенном, со 
стразами, на каблуках. 
Для соперниц есть утешительная новость: светловолосых людей в природе немного — всего-то 14 процентов. А по подсчетам ученых, скоро они и вовсе переведутся — последняя 
белокурая девочка родится в 
Финляндии в 2202 году. Ну а 
пока придется потерпеть  — 
джентльмены предпочитают... 
«Более светлой кожа бывает у 
женщины в период овуляции, — 
говорит юнгианский аналитик 
Лев Хегай. — Это свидетельствует о ее репродуктивной готовности. Блондинки «запускают» инстинктивные реакции 
сильного пола и кажутся более 
сексуальными. С другой стороны, на семантическом уровне 
«светлый» отсылает к понятиям 
«хороший», «добрый», в противовес «темному» — злому, плохому».
Впрочем, белыми и пушистыми они только кажутся. 
Каноническая блондинка  — 
сердце с перцем, ясноликая вакханка, волоокая язычница. Не 
случайно в кинематографе, с начала прошлого века и до наших 
дней, тиражируется именно 
сексуальный тип: Джин Харлоу, 
Мэй Уэст, Марлен Дитрих, Валентина Серова, Ирина Скобцева, Мэрилин Монро... 
Одной из первых мифологических блондинок была пенорожденная Афродита, кстати, 
она тоже смотрелась во что попало — даже в воинский щит. 
Златовласой изображали прародительницу Еву — в комплекте с яблоком и змеем-искусителем, обесчещенную Тарквинием Лукрецию, Елену Прекрасную, из-за которой разгорелась 
Троянская война, Марию Магдалину. Блондинка — не просто редкая масть, это воплощение архетипической женственности — манкой, роковой, опасной. Страх попасть в эти путы 
заставляет обороняться — так 
и рождается образ анекдотической блондинки, которая ужас 
как глупа. 
«Современная феминная героиня — практически полный 
аналог Иванушки-дурачка, — говорит психолог Юлия Жемчужникова. — Она наивна, не приспособлена к жизни, с ленцой, но 
счастье само идет к ней в руки. У 
блондинок из современных мифов, как и у сказочных иванушек, совсем иной ум — скорее, 
животный, природный. Она, 
безусловно, нерациональна, она 
дорациональна, инфантильна, 
если и умна, то очень по-детски. 
Часто попадает в сложные ситуации, но всегда остается жива 
и здорова благодаря своей безграничной наивности». 
Как белокурые красавицы 
терпят все эти сентенции? 
По-разному. И даже профессиональных праздников у них 
два. Те, что любят быть в центре внимания, придумали нынешний «светлый день календаря» — Всемирный день блондинок. В России его отмечают с 
2006 года — церемонией вручения гламурной премии «Бриллиантовая шпилька» и парадом 
блондинок на улицах крупных 
городов. Другая дата, 9 июля, 
учреждена американским правозащитным «Клубом юридической защиты блондинок» — 
никакой индейки и яблочного 
пирога. Акции солидарности, 
лекции о великих людях, митинги протеста. Кстати, тем, кто 
хочет бесплатно покраситься в 
блонд, имеет смысл оказаться в 
этот день в США. Нордические 
дамы-юристы оплачивают процедуру всем желающим, чтобы 
те поняли, каково это, побывать в блондинистой шкуре... 
Впрочем, судя по форумам в 
рунете,  — неплохо. Почему? 
Да вот не нужно никого звать, 
чтобы ввинтить лампочку. 
Блондинка ее просто держит, а 
мир вращается вокруг...
В следующем  
номере:
Милен Демонжо: «Алену Делону  
так и не удалось меня соблазнить»
Эксклюзивные фрагменты воспоминаний  
знаменитой актрисы
 
 
 
Moisey Weinberg 
«Concertos» 
Мелодия
Имя композитора ХХ века Моисея Вайнберга широко известно во 
всем мире. Современник Моисея Самуиловича, Дмитрий Шостакович называл Вайнберга «одним из выдающихся композиторов современности». Он создавал симфонии, сюиты, камерные произведения, 
оперы, сочинял музыку к радиопередачам, театральным постановкам, кинофильмам. Особое место в творчестве композитора занимают концертные произведения. Вайнберг написал восемь инструментальных концертов для разных инструментов: скрипки, виолончели, флейты, трубы, кларнета. На данном издании вниманию слушателей предлагаются три концерта, вышедших из-под пера маэстро: 
для виолончели с оркестром до минор, для скрипки с оркестром соль 
минор и для флейты и струнного оркестра ре минор. Солирующие 
партии в каждом из сочинений исполняют знаменитые инструменталисты: Мстислав Ростропович, Леонид Коган и Александр Корнеев. 
Записи, датируемые 1961-м, 1964-м и 1968 годами, были сделаны в 
Большом зале Московской государственной консерватории. 
 
 
 
Борис Заходер 
«Стихи и сказки» 
Мелодия
На добрых, трогательных и остроумных стихах замечательного поэта 
Бориса Заходера выросло не одно поколение советских детишек. Кто 
не помнит «Сказку про доброго Носорога» («на других непохожий, 
с удивительно тонкой кожей») или историю про Волчка (который 
«песню пел одну и ту же — нет ее на свете хуже»)? Борис Владимирович родился в Молдавии в 1918 году, через несколько лет семья переехала в Москву. Родители были образованными людьми; в частности, именно от матери Заходер унаследовал способности к языкам. 
Следует напомнить, что любимые сказки «Винни-Пух и все-все-все», 
«Мэри Поппинс», «Питер Пэн, или Мальчик, который не хотел расти», 
«Приключения Алисы в Стране чудес» и многие другие получили широкую известность в нашей стране именно благодаря прекрасным 
переводам-пересказам Заходера. Однако Заходер всегда успешно 
сочетал переводческую деятельность с собственным стихотворным 
творчеством. Именно лучшие из этих произведений — «Кит и Кот», 
«Квочкины строчки», «Очень вежливый Индюк», «Куда спешат головастики», «Антилопа-гну» и другие — звучат на диске. Читает автор.
Подробности на сайте фирмы «Мелодия» www.melody.su
По горизонтали: 1. Один из древнейших русских городов на Волге. 
5. Киносказка по сценарию братьев Стругацких. 9. Специалист по подготовке докладов. 10. Российский скрипач и дирижер. 12. «Поэтический» взгляд. 13. Польский народный танец. 14. Английский писатель 
(«Белый отряд»). 17. Советский киноактер («Бриллиантовая рука»). 
18. Народный писатель Белоруссии («Люди на болоте»). 20. Певчая 
птица. 21. Персонаж балета А. Хачатуряна «Спартак». 22. Древнеримский драматург и филолог. 26. Австрийский композитор, один из создателей венской оперетты. 27. Ложное обвинение. 28. Объявление о 
предстоящем концерте. 30. Вид зрелищного искусства. 31. Художественный прием в литературе. 34. Музыкальный знак. 37. Балет И. Стравинского. 38. Советский художник («Рабфак идет»). 39. Русский писатель («Ташкент — город хлебный»). 40. Сплоченная группа соратников. 
По вертикали: 1. Советский авиаконструктор. 2. Система чередований созвучий в стихе. 3. Фильм М. Коростышевского. 4. Трагедия П. 
Корнеля. 5. Один из самых известных чешских писателей. 6. Эстрадное 
представление. 7. «Помощник» журналиста. 8. В России старый солдат, неспособный к строевой службе. 11. Повесть А. Чехова. 15. Французский композитор и музыкальный деятель. 16. Бабочка с морским 
званием. 18. Опера Ж. Массне. 19. Короткая женская одежда. 23. Напиток для возбуждения аппетита. 24. Популярная рок-группа С. Намина. 25. Фильм А. Аскольдова с Н. Мордюковой. 26. Российский композитор, автор музыки ко многим популярным фильмам. 29. Персонаж 
пьесы Бомарше «Женитьба Фигаро». 32. Советский государственный 
деятель, председатель СНК СССР. 33. Американская актриса, обладательница двух «Оскаров». 35. Место встречи Джоконды с Венерой Милосской. 36. Восточный музыкальный инструмент. 
ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 17
По горизонтали: 5. Шиле. 8. Отец. 9. Тамбурмажор. 11. «Зося». 13. Скат. 15. Ройзман. 16. Бремя. 18. «Слава». 20. Динар. 22. «Игроки». 23. Дзампа. 25. Рожон. 26. Сквер. 
28. Марсо. 29. Темница. 30. Зюйд. 33. Пита. 35. Автопортрет. 36. Энгр. 37. «Агон». 
По вертикали: 1. Жиро. 2. Петя. 3. Морс. 4. Вежа. 6. Гмыря. 7. Джонс. 10. Розина. 12. Стравинский. 14. Каварадосси. 17. Медресе. 19. Людмила. 20. Декор. 21. Розен. 24. Джанго. 
27. Ртуть. 28. Маури. 31. Юань. 32. Дарк. 33. Птах. 34. Трон. 
ФОНОТЕКА «КУЛЬТУРЫ»
Тяжеловесы и каменотесы
Денис БОЧАРОВ
45 лет назад, 3 июня 1970 года, вышел альбом 
группы Deep Purple «In Rock» — одна из самых 
значимых и влиятельных записей в истории 
мировой рок-культуры. 
Основанный в 1968 году британский коллектив Deep 
Purple поначалу особых надежд не подавал. Нет, разумеется, парни играли превосходно (забегая вперед, 
можно даже отметить, что и по сей день равных им в 
плане владения инструментами нет), но в их перформансе не чувствовалось какой-то изюминки: до поры 
до времени это был просто приличный поп-рок-ансамбль, исполнявший произведения на стыке рок-нролла, классики и активно нарождавшегося к концу 
60-х жанра «прогрессив». Подобных групп тогда было 
предостаточно. Однако после выхода третьего альбома основателей команды, гитариста Ричи Блэкмора 
и клавишника Джона Лорда, такое положение вещей 
перестало устраивать. Они поняли: для обретения собственной ниши в этом бизнесе необходим индивидуальный творческий почерк. И парни решили пойти по 
единственно казавшемуся им верному пути: утяжеления саунда. 
Для начала Ричи и Джон уволили вокалиста Рода 
Эванса и басиста Ника Симпера — ну, недодавали они, 
с точки зрения отцов-основателей, «грува», «кача», 
«драйва» — назовите, как хотите. Наняли более крутых 
Иэна Гиллана и Роджера Гловера. И — понеслось. Сформировался состав, который до сих пор в стане «пепломанов» принято именовать каноническим: Блэкмор/
Лорд/Пейс/Гиллан/Гловер. Именно эта команда записала в начале 70-х пластинки, обозначившие формулу 
хард-рока — направления, по сути, определившего развитие рок-музыки по сей день. В чем заключалась эта 
формула? Здесь три главные составляющие: мощные 
риффы, исполняемые в унисон гитарой и басом, напористый, не знающий пределов вокал и искусные гитарные и клавишные пассажи. 
«In Rock» в этом смысле (да что там «в этом» — во 
всех) был первым. Музыканты показали всему миру, на 
что способна рок-группа, если знает, чего хочет. Можно 
пойти еще дальше. Давайте представим такую фантасмагорическую ситуацию: вам вдруг предстоит отправиться на необитаемый остров, но при этом есть возможность взять с собой только один диск с музыкой. 
Чему вы отдадите предпочтение? Конечно, вкусы у 
всех разные, но выбор, сделанный в пользу пластинки 
Deep Purple образца 70-го, будет вполне оправданным. 
Знаете, почему? Потому что в этом альбоме очень много 
«мяса». На мощных, напористых, безотказных риффах 
«Speed King», «Child In Time», «Into The Fire», «Flight Of 
The Rat» и «Hard Lovin’ Man» можно прожить несколько 
дней. Эта эпохальная запись представила «темно-лиловых» миру во всей красе: ворвалась в первую десятку 
хит-парадов почти в каждой из европейских стран, а в 
родной Великобритании заняла четвертую строчку национального чарта. 
Об обложке стоит сказать отдельно. Это один из самых лучших, запоминаемых и мгновенно узнаваемых 
конвертов в истории рок-музыки. Ведь «In Rock» можно 
перевести двояко: «в роке» и «в скале». Именно этим 
и руководствовались создатели LP: на аверсе лонгплея 
музыканты копируют изображения американских президентов, высеченные на горе Рашмор, что в Южной 
Дакоте. Заявка, хоть и самонадеянная, но, надо сказать, 
вполне оправданная: Deep Purple были законодателями 
тяжелого рока, одним из ключевых звеньев популярной 
музыки 70-х — и поныне остаются «президентами».
Светлый 
день  
календаря 
ФО
ТО: PHO
TO
XPRESS
ФО
ТО: О
ЛЕГ К
О
ЗЛОВ/FO
TOIMEDIA/Т
АС
С
ФО
ТО: REUTERS/PIXSTREA
M

перейти в каталог файлов


связь с админом