Главная страница
qrcode

5 160 160 18 июня 2015 года 160 160 19 160 (7960) 160 160 160 160


Название5 160 160 18 июня 2015 года 160 160 19 160 (7960) 160 160 160 160
АнкорKultura 019 2015.pdf
Дата22.05.2020
Размер3,57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKultura_019_2015.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#50641
Каталог
5 – 18 июня 2015 года   № 19 
(7960)
      
Издается с 1929 года
www.portal-kultura.ru
Духовное пространство русской Евразии
Мужчины и годы 
Милен Демонжо
В номере:
Олег Смолин:
«Пора вернуться  
к рецептам Макаренко»
 
2
Игорь  
Прокопенко:
«Мировое правительство 
существует» 
4
Строгий Питер, 
сочная Москва
«Две столицы»  
на Делегатской
 
6
Во сне и на бегу
Булгаков в Театре  
имени Вахтангова 
8
«Единичка»  
в поле воин 
8
Пора на лед, 
федерация зовет 
11
9 7 7 1 5 6 2 0 3 7 0 0 1 1 5 0 1 9
ISSN 1562-0379
ДЯДЯ СТЕПА — 
ЮБИЛЯР
Легендарной 
поэме — 80
46 ПАРИКОВ  
И БУТЫЛКА РОМА
«Остров  
сокровищ»  
в Губернском  
театре
ВЛАДИМИР 
МАЛАХОВ:
«С принцами 
я простился»
16
плюс
9
8
2
НЕИСПРАВИМЫЙ 
РЕАЛИСТ
К 85-летию  
Ильи Глазунова
6
Татьяна УЛАНОВА 
Санкт-Петербург
К 25-летию канонизации святого праведного 
Иоанна Кронштадтского в московском районе 
Жулебино откроют памятник всероссийскому 
батюшке — так называли настоятеля 
Андреевского собора в Кронштадте Ивана 
Ильича Сергиева еще при жизни.
Это третий монумент святому отцу Иоанну в России. 
Первый появился в 2008-м в Кронштадте — рядом с домом, где он прожил более полувека и где теперь мемориальный музей-квартира. Второй (копия кронштадтского) 
установлен в Иркутске. Инициатором нового проекта 
выступили прихожане храма Иоанна Кронштадтского 
в Жулебино. Сейчас здесь рядом с деревянной церковью возводится один из самых больших соборов в рамках программы строительства православных храмов Москвы. В комплексе с памятником всенародному молитвеннику и заступнику он обещает стать новой достопримечательностью столицы.
Не стоит 
Кронштадт  
без праведника
Роман ЧУДИНОВ   
Земля Франца-Иосифа —  
Чукотка
Через Арктику нам до 
Америки плыть или 
лететь ближе всего. Как 
считают геополитики, 
Северный Ледовитый океан 
становится «Средиземным 
морем ХХI века». 
Исключительность этого 
региона для безопасности 
и экономики России 
осознается все острее. 
Недавно правительство выделило более 200 млн рублей на 
возобновление национальных 
экспедиционных исследований согласно «Основам государственной политики России 
в Арктике на период до 2020 
года». Вновь стартует, правда, в 
сезонном режиме, работа ледовой дрейфующей станции «Северный полюс», возрождаются 
старые и строятся новые военные и метеорологические объекты, по Севморпути пошли караваны танкеров, дорогу которым прорубают ледоколы. 
Впрочем, «арктическое возвращение» нам еще предстоит последовательно и бескомпромиссно доказывать — многие в 
мире ему не рады.
Лучше всего на Арктику смотреть сверху — с точки, где верхушку глобуса протыкает земная ось. Видно, что это почти 
замкнутый бассейн, добрую половину которого по кругу «обнимает» Россия, а остальное 
приходится на Канаду и США 
(Аляска); Данию (Гренландия), 
Норвегию, Финляндию, Швецию 
и Исландию. Если представить, 
что на этой карте каждая «полярка», погранзастава, метео- и 
радиостанция, аэродром — это 
огонек, то, по сравнению с советскими годами, российская Арктика почти погрузилась во тьму. 
И только в последние годы здесь 
вновь разгораются светлячки жизни. 
Русская весна в Арктике
5
10
11
Пушкин как спасение
Егор ХОЛМОГОРОВ
«Пушкин — это русский человек 
в его развитии, в каком он, может 
быть, явится через двести лет», — 
утверждал Николай Васильевич 
Гоголь. И не преувеличивал со 
сроками. Скорее, даже наоборот. 
6 июня 2015 года мы отмечаем 216-й 
день рождения поэта, однако тип 
русского человека, блеснувший нам 
в Пушкине, до сих пор является 
редкостью.
Нечасто среди современников увидишь 
человека широкого европейского образования, смелого в мысли, творческого во 
всех жизненных проявлениях, но при этом 
искренне и самоотверженно любящего 
Отечество, презирающего клеветников 
России и яростно обличающего ее врагов. 
Зато не счесть тех, кто сочетает вымышленную креативность и полуграмотность, 
почерпнутую из одной западной книги, с 
неистовой ненавистью ко всему русскому.
Нечасто встретишь и того, кто обладает 
подлинным аристократизмом духа, не говоря уж о принадлежности к древнейшему 
боярскому роду, но при этом проникнут 
глубоким и искренним уважением к простому русскому человеку, способен сказать в его защиту, например, такие слова: 
«Взгляните на русского крестьянина: есть 
ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего». Напротив, хватает 
самозванцев, которые на презрении к простому соотечественнику и смрадном социальном расизме строят свои претензии на 
самозваное «первородство».
Нечасто увидишь тех, кто, пылая ненавистью к деспотизму, воспевая вольность и 
гражданственность, не стесняясь перечить 
даже царям, при этом восхищенно созерцает русскую историю, старается глубоко в 
нее проникнуть и клянется честью, что «ни 
за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме 
истории наших предков, такой, какой Бог 
нам ее дал». Зато сплошь и рядом мы видим маляров негодных, зачерпнувших из 
ведра немного грязной краски, которой 
они пачкают лики святых и драгоценные 
фрески нашей старины. Нет в этих писаках 
ни смелости, ни истинного гражданского 
мужества, но через край — продажности 
и готовности отдаваться хоть своему, хоть 
чужому начальству за презренное злато.
Пушкин был и остается нашей внутренней мерой, в которую мы еще не выросли. 
Среди сурового времени — и в России, и 
в Европе, и за тридевять морей — он жил 
как свободный просвещенный независимый и в чем-то индивидуалистичный человек. Однако не отчужденный ни от своего народа, ни от общества, в котором 
пребывал: заботливый об усовершенствовании государства гражданин, пламенный — именно русский — патриот, при 
всей мировой широте собственных 
умственных интересов.
На ФИФА им это надо?
Дмитрий ЕФАНОВ
Могучий крейсер под названием Международная федерация 
футбола (ФИФА) за считанные дни превратился в утлое 
суденышко, которое болтает на волнах интриг, скандалов и 
расследований. Кризис инициировали из-за океана руками 
швейцарских правоохранителей, которые предъявили 
обвинение в коррупции ряду высокопоставленных 
чиновников организации. Били по одним, а метили в 
другого — Зеппа Блаттера. Непотопляемый президент 
ФИФА удар выдержал, победил на выборах... Но спустя 
несколько дней объявил об отставке.
Решение швейцарца застало врасплох как недругов, так и союзников. Не прояснило ситуацию и заявление 79-летнего чиновника: 
«Выборы закончились, но не вызовы. ФИФА требуется изменение 
структуры. Делегаты конференции оказали мне доверие, но не все. 
Поэтому прошу созвать специальный конгресс, чтобы выбрать 
преемника».
Генералиссимус 
против Маршалла
Он из Одессы, 
здрасьте…
Шо, опять?!
Царствуй,  
глядя на Баку
«Авторское право»
7
ФО
ТО: PHO
TO
XPRESS
ФО
ТО: РИА НОВ
ОС
ТИ
ФО
ТО: PHO
TO
XPRESS
2
Приданое  
старины глубокой
Репортаж  
из Полотняного Завода
Наследница  
по прямой
Интервью с прапраправнучкой 
поэта герцогиней Аберкорн
3
ФО
ТО: ENNIO LEANZ
A/EP
A/Т
АС
С
12
 
№ 19  5 – 18 июня 2015
ПОД ЗАНАВЕС
 
Alexander Zagorinsky & Einar 
Steen-Nokleberg 
«Sсhubert, Chopin: Works 
for Cello and Piano» 
Мелодия 
Для дебютного диска на фирме «Мелодия» виолончелист Александр 
Загоринский и пианист Эйнар Стин-Ноклеберг, работающие совместно уже более десяти лет, выбрали произведения западноевропейского романтизма: сонату для виолончели и фортепиано соль минор Фредерика Шопена и сонату «Арпеджионе» ля минор Франца Шуберта. И если в произведении польского композитора на первый план 
выходит виртуозная фортепианная партия, то в версии «Арпеджионе» 
интерпретация шубертовского шедевра демонстрирует подлинное 
единение инструменталистов. 
Немного подробнее об исполнителях. Александр Загоринский — 
выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат 
многих престижных конкурсов и фестивалей, первый концертмейстер 
группы виолончелей Академического симфонического оркестра Московской филармонии, солист Государственного камерного оркестра 
России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных. Загоринский входит в жюри ряда международных конкурсов, участвует в 
фестивалях классической и современной музыки в России и за рубежом. Записи виолончелиста издаются на престижных лейблах, он удостоен звания заслуженного артиста России. 
Эйнар Стин-Ноклеберг является одним из крупнейших норвежских 
музыкантов современности. Он президент Международного общества Грига, председатель Международного конкурса исполнителей и 
композиторов имени Грига в Осло. Исполнение Эйнаром знаменитого 
фортепианного концерта главного норвежского классика было признано лучшим за всю историю записей этого произведения.
 
 
 
 
«Доктор Айболит» 
Мелодия
В любой библиотеке, да что там в библиотеке — в каждой семье непременно присутствуют книги Корнея Ивановича Чуковского. Кто не знаком с «Мойдодыром», «Айболитом» и «Федориным горем»? Его стихи 
уникальны тем, что в них в роли победителей выступают не какие-нибудь супермены, бэтмены, робокопы, а маленькая птичка («Тараканище») или ничтожный комарик («Муха-Цокотуха»). 
На этом диске юному слушателю предстоит ознакомиться с инсценировкой сказки Чуковского «Доктор Айболит», записанной более чем 
полвека назад, в 1956 году, Николаем Литвиновым, Юлией Юльской, 
Михаилом Названовым, Евгением Васильевым и другими.
Подробности на сайте фирмы «Мелодия» www.melody.su
По горизонтали: 3. Уважение общества. 8. Балет Г. Синисало по мотивам «Калевалы». 9. Свободное от работы время. 10. Опера Д. Верди. 
11. Брутальный испанец. 13. Русский философ. 14. Словесное состязание. 18. Русский художник, с 1829 г. носил звание придворного живописца. 19. Удельная столица князя Владимира Андреевича Храброго. 
21. Французский поэт. 22. Запас, источник пополнения. 25. Русский 
драматург («Дети Ванюшина»). 26. Российская оперная певица (меццо-сопрано). 28. Лекарь. 30. Постройка для отдыха в парке. 31. Французский композитор (опера «Фиеско»). 35. Венецианский композитор эпохи барокко. 36. День перед праздником. 37. Пшеничный хлеб 
в виде замка с дужкой. 38. Жительница Суоми.
По вертикали: 1. Персонаж фильма «Тот самый Мюнхгаузен». 2. Подпольщица, член «Молодой гвардии». 3. Небольшой кабачок. 4. Слуги. 
5. Русский военный инженер, герой обороны Севастополя. 6. Старинный русский город, входил в удел вдовствующей княгини Ольги. 7. Советская актриса («Большая перемена», «Гараж»). 12. Опера П. Чайковского. 15. Выдающийся российский композитор-песенник. 16. Орудие 
для ловли хищной рыбы. 17. С латинского — стремление, влечение. 
18. Молдавская советская оперная певица. 20. Кантата С. Рахманинова на стихотворение Н. Некрасова. 23. Разновидность скульптуры. 
24. Российская киноактриса («Звонят, откройте дверь»). 27. Войсковая единица в Древнем Риме. 29. Звезда Голливуда («Неспящие в Сиэтле»). 32. Персонаж романа «Похождения бравого солдата Швейка». 
33. Персонаж оперы М. Глинки «Жизнь за царя». 34. Оружие казака. 
ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 18
По горизонтали: 1. Городец. 5. «Чародеи». 9. Референт. 10. Спиваков. 12. Взор. 13. Мазурка. 14. Дойл. 17. Чекан. 18. Мележ. 20. Дрозд. 21. Эгина. 22. Акций. 26. Зуппе. 27. Навет. 28. Анонс. 30. Цирк. 31. Гротеск. 34. Диез. 37. «Петрушка». 38. Иогансон. 39. Неверов. 40. Когорта. 
По вертикали: 1. Гуревич. 2. Рифмовка. 3. «Дура». 4. «Цинна». 5. Чапек. 6. Ревю. 7. Диктофон. 8. Инвалид. 11. «Дуэль». 15. Онеггер. 16. Адмирал. 18. «Манон». 19. Жакет. 23. Аперитив. 24. «Цветы». 25. «Комиссар». 26. Зацепин. 29. Сюзанна. 32. Рыков. 33. Суонк. 35. Лувр. 
36. Чанг.
ФОНОТЕКА «КУЛЬТУРЫ»
Римские каникулы в «Коломенском»
Тамара ЦЕРЕТЕЛИ
В грядущие выходные, 6–7 июня, 
музей-заповедник «Коломенское» 
окажется во власти Древнего 
Рима — здесь пройдет 
международный исторический 
фестиваль «Времена и эпохи», 
организованный правительством 
Москвы и агентством исторических 
проектов «Ратоборцы».
Нынешний фестиваль — пятый по счету. Предыдущие воссоздавали Древнюю 
Русь, Московское царство, средневековую Европу и Первую мировую войну. 
Теперь очередь дошла до Римской империи. В течение двух дней на территории 
музея-заповедника будут биться гладиаторы, римляне станут воевать с варварами, а королева иценов Боудикка возглавит знаменитое антиримское восстание. Правда, потерпит поражение и примет яд, но это уже исторические детали. 
В «Коломенском» реконструируют последнее и самое масштабное сражение 
мятежников-иценов с легионерами, в 
ходе которого бунтари продемонстрируют кельтскую тактику полевого боя. Римляне же успешно отработают все приемы 
борьбы с многочисленным и свободолюбивым противником.
В перерывах между сражениями с 
кельтами и германцами легионы станут 
драться друг с другом — все-таки Рим пережил не одну гражданскую войну. Баталии будут перемежаться выступлениями 
римской конницы, состязаниями по античному фехтованию и строевому бою. 
Когда смолкнет лязг оружия, заговорят 
музы: Севастопольский театр им. Луначарского разыграет комедию Аристофана «Женщины в народном собрании». 
Но главным событием обещает быть шествие «Триумф». Шествовать станут сенаторы, легионеры, плененные варвары, ликторы — наверняка с фасциями, 
а также танцовщицы, актеры, музыканты и прочий античный люд. Завершится 
все театрализованным представлением 
на «Арене».
Кстати, «Арена» — лишь одна из многих площадок фестиваля. Имеется в 
наличии и «Марсово поле», где реконструируют битвы эпохи Римской империи. Но центральное место — «римский военный лагерь», где покажут быт 
легионеров. Здесь будут проводиться 
смотры частей, тренировки — строевые и индивидуальные, строительство 
дозорных вышек — конечно же, только 
инструментами, характерными для античности. В поселении противников — 
«германском бурге» — тоже потечет 
размеренная жизнь. Жрецы станут проводить обряды в священной роще, находящейся, естественно, за пределами лагеря. Варвары займутся тренировками 
и примут участие в состязаниях — потому как римляне не дремлют. А также 
научат прохожих метать дротики, биться на шестах и культурно проводить досуг — гадать или на худой конец играть 
в кости. 
В это время на другом конце империи
в «Палестине», вспыхнет Первая Иудейская война против владычества Рима, в 
ходе которой штурмом возьмут Иерусалим и разрушат Второй Храм. Кроме драматических событий, на палестинской 
площадке можно будет увидеть и повседневную жизнь — узнать, как выглядело 
облачение священнослужителя, как мастерили сандалии, пекли пресные лепешки, каким образом была устроена денежная система Иудеи.
Реконструируют быт и в «деревне 
кельтов» — покажут обряды друидов, 
работу кузнецов, обработку стекла, изготовление эмалированных украшений, 
обуви и древней утвари. Не обойдут на 
фестивале вниманием и Крым — площадка «Боспорское царство» расскажет в том числе о доримском периоде 
полуострова.
Уважаемые читатели!  
Следующий номер нашей газеты 
выйдет 
19 июня 2015 года
Борис ТИТОВ 
РБК —  
специально для «Культуры» 
6 июня вдоль стен 
Московского Кремля вновь 
промчатся скоростные 
болиды. Только теперь это 
будут не показательные 
выступления, а 
официальные соревнования: 
столица России вошла 
в десятку городов, где 
проходят этапы первого в 
истории чемпионата мира по 
гонкам на электромобилях. 
Накануне отъезда в Москву 
на вопросы «Культуры» 
ответил 60-летний Ален 
Прост — знаменитый 
пилот «Формулы-1», 
четырехкратный чемпион 
мира, а ныне совладелец 
одной из участвующих 
в «кремлевском этапе» 
команд. 
культура: Весь мир знает Вас 
как великолепного пилота 
«Ф-1». По окончании карьеры 
Вы даже владели собственной 
командой. Что побудило переключиться с бензиновых машин 
на электромобили?
Прост:
 Это не переключение, а 
расширение возможностей. Я 
по-прежнему связан с «Формулой-1», но поскольку компания 
«Рено», которую представляю, 
теперь занимается и электромобилями, стал участвовать и в 
данном проекте. Здорово стоять 
у истоков нового дела. 
культура: Дорогое удовольствие — создать команду для 
«Формулы Е»?
Прост:
 В несколько десятков 
раз дешевле, чем содержание 
команды в «Формуле-1». При 
этом деньги в основном расходуются на развитие технологий. 
Мы не планируем много тратить на модернизацию «внешности» автомобиля или на 
аэродинамику кузова. Собираемся вкладывать средства в 
такие вещи, как двигатель, коробка передач, работать над 
повышением емкости аккумуляторных батарей.
культура: Вы привыкли к 
оглушительному реву моторов. Электромобили ездят почти бесшумно, но при этом 
развивают скорость до 220 
километров в час. Какие ощущения?
Прост:
 В наши планы не входит 
состязание по уровню громкости с бензиновыми болидами. 
Не стоит сравнивать «Ф-1» и 
электрическую «Формулу». 
Это разные вещи. Если «Формула-1» — это постоянное внедрение новейших мировых топтехнологий, то «Формула Е» — 
всего лишь электромобили, 
хотя и очень быстрые.
культура: Почему организаторы нового чемпионата решили унифицировать технику? 
Болиды, моторы, шины — одинаковые для всех.
Прост:
 Все верно. В первом чемпионате важно иметь именно 
унифицированные машины — 
для уравнивания шансов команд. Дальше нужно разработать правила на ближайшие 
пять лет. Еще не знаем, как это 
будет работать, но интерес со 
стороны публики и СМИ очень 
большой во всем мире. 
культура: За последние двадцать с лишним лет в «Формуле-1» женщины не выступали. А в первом же «электрическом» сезоне стартовали две 
дамы. Будет ли серия развиваться в сторону гендерного 
равновесия? Или двумя гонщицами все и ограничится?
Прост:
 Те девушки, о которых 
вы говорите, уже выбыли из основного состава команд. Но вовсе не потому, что их кто-то стал 
притеснять по половому признаку. Просто их места в болидах заняли мужчины, которые 
оказались более сильными пилотами. Это спорт, конкуренция здесь высокая. Но если в 
поле зрения руководителей команд попадут отличные пилотессы, им обязательно скажут: 
добро пожаловать! Наши двери 
открыты для всех.
культура: А вот среди мужчин 
есть и те, кто выступал в «Формуле-1». Это для них новый вызов или что-то вроде почетной 
пенсии?
Прост:
 Бывшие пилоты «Ф-1» 
увидели: в электрическую «Формулу» пришли их коллеги из 
числа топ-гонщиков, которые не 
задействованы сегодня в «королевском» классе, и тоже решили 
попробовать свои силы в новом 
деле. Это, как я уже сказал, создало высокую конкуренцию за 
места в составах команд. Думаю, 
в следующих сезонах борьба за 
право выступать в «Формуле Е» 
будет только усиливаться. Пилоты получают возможность начать новый этап в карьере.
культура: Если в «Формуле-1» 
почти все соревнования проходят на специальных автодромах, то электрокары гоняют по 
городским улицам. Что скажете 
о московском этапе?
Прост:
 Городские соревнования здорово популяризируют 
электромобили. И нам важно 
участвовать в гонках по Москве, так как Россия — серьезный рынок. Пока у вас, насколько я знаю, ничтожно мало 
электрокаров. А чемпионат 
мира — отличный шанс показать возможности электромобилей.
культура: Ждете ли появления 
в электро-«Формуле» наших 
гонщиков?
Прост:
 Российские пилоты уже 
выступают в «Ф-1». Думаю, 
скоро увидим их и в «Формуле 
Е». И спонсоров тоже.
ФО
ТО: REUTERS/PIXSTREA
M
С ветерком вокруг Кремля
Гонки на электромобилях появились в календаре Международной автомобильной федерации в 2014 году. Чемпионат состоит из десяти 
этапов, которые проводятся в крупнейших городах планеты — Пекине, Буэнос-Айресе, Берлине, Лондоне... Гонка в Москве станет девятой. 
Маршрут спроектировал португальский архитектор Родриго Нуньес. Трасса проложена по 
историческому центру — Москворецкой набережной, Китайгородскому проезду, Славянской 
площади, улице Варварка с заездом на Большой 
Москворецкий мост и Москворецкую улицу. На 
всем маршруте временно запаяли люки, так как 
скорость, которую способны развивать болиды, 
— более 200 километров в час. Причем до сотни 
«Формула Е» разгоняется за три секунды. 
— Гоночная трасса в самом центре российской 
столицы — затея, до недавнего времени казавшаяся нереальной, — говорит генеральный директор компании-организатора московского 
этапа Светлана Коршунова. — Подготовка соревнований подобного масштаба требует особого подхода — должен быть выполнен целый 
ряд требований безопасности. Мы работаем во 
всех направлениях и можем определенно сказать, что это совершенно новый уровень автоспортивных мероприятий для Москвы. Технологии будущего, чистая энергия, проносящиеся 
болиды на фоне Кремля — уверена, все получат 
огромное удовольствие от этого зрелища.
Мощность двигателя гоночного авто составляет 
220 кВт, крутящий момент очень высокий. По регламенту батарея должна обеспечивать работу 
болида на протяжении 25 минут. Поэтому пилотам необходимо использовать тактический подход к гонке. 220 кВт эквивалентны тремстам лошадиным силам. Мощность батареи можно поднять 
и до пяти сотен «лошадок», но тогда дистанция 
уменьшится вдвое. В любом случае участникам 
придется поменять один болид на другой, что добавит интриги. 
Вход в фан-зону на Васильевском спуске обещают сделать бесплатным, однако придется отправить предварительную заявку. Зрители смогут пообщаться с пилотами, взять автографы. 
Пожалуй, эта часть автоспортивного праздника 
привлечет не меньше людей, чем события на 
трассе, ведь в новой серии выступают двенадцать бывших пилотов «Формулы-1», включая 
многократных призеров Гран-при Ярно Трулли 
и Ника Хайдфельда.
Дмитрий ЕФАНОВ
Ален Прост: 
«Приход российских 
пилотов в «Формулу Е» — 
дело времени»
ФО
ТО: АНДРЕЙ ЛУКИН/Т
АС
С
ФО
ТО: СЕРГЕЙ У
ЗАК
ОВ/Т
АС
С

перейти в каталог файлов


связь с админом