Главная страница
qrcode

Как я понимаю философию


Скачать 26,11 Kb.
НазваниеКак я понимаю философию
Дата23.12.2019
Размер26,11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе 2.docx
ТипДокументы
#245773
Каталог

Эссе на тему: «Как я понимаю философию…»

«В России нет философии, но философствуют все, даже мелюзга.»1

Начинать разговор о философии, ровно как и о любом другом феномене человеческой культуры, необходимо с определения. В самом общем смысле, философия — это «особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.»2
плюрализм, чем о философской картине мира, поскольку картина мира всегда более общий, объективно сложившийся взгляд на мир в каком-либо контексте, лишенный личных предпочтений, тогда как мировоззрение носит субъективный характер и представляет собой взгляд самого субъекта, складывающийся из его опыта и полученных им знаний. Поэтому в дальнейшем в этом эссе будет использоваться понятие «философское мировоззрение».

Философскому мировоззрению, кроме уже названного выше плюрализма, присущи и другие характеристики. Во-первых, самой очевидной чертой философии является ее критическое отношение ко всему наличному бытию, т.е. объектом критики может служить любое явление действительности. Порой именно за чрезмерную критику и «переворачивание» привычных взглядов философы подвергались гонениям как со стороны общества, так и со стороны власти, примеров тому множество: Сократ, Джордано Бруно, А.Ф Лосев, Г.Г Шпет и другие. Подвергнуть всё сомнению для философа значит автоматически стать возмутителем спокойствия. Во-вторых, вслед за критической чертой философии просматривается и оценочная. В философском мировоззрении критика и оценка соотносятся как причина и следствие: существует объект, критикуя который мы приходим к некоторой оценке и выводу. Например, Шопенгауэр и Лейбниц имели противоположные взгляды относительно того мира, в котором мы находимся. Сделав мир объектом своего критического отношения, оба пришли к разным оценкам и следствиям: первый к тому, что мы находимся в худшем из возможных миров, который ничего кроме бед и несчастий разочарования нам не несет, а второй, наоборот, что нам посчастливилось оказаться в лучшем из миров, поэтому надо радоваться и благодарить Бога, ведь могло быть и хуже.

В философии допускается множество оценок окружающей действительности. Эти оценки, в первую очередь, зависят критерия, который закладывает исследователь. С одной стороны, мы можем рассматривать мир как неупорядоченный стихийный хаос, не имеющий порядка, с другой стороны, можем придерживаться убеждения, что мир гармоничен вследствие действия в нем объективных законов.

Как видим, философское мировоззрение всегда сосредотачивается на отношениях мира и человека. Отсюда можно вывести третью черту философии: всеобъемность. Всеобъемлющий характер философии виден из ее структуры т.е. дисциплин, которые являются ее содержанием. Базовыми философскими дисциплинами являются история философии, онтология (учение о бытии) и теория познания; специальными– философия сознания, логика, социальная философия, аксиология, этика, эстетика, философия науки и т.д. Всесторонний характер философии позволяет проводить анализ любых явлений современной культуры, начиная с вопросов о технике и праве и заканчивая проблемами медицины и биоэтики. В последнее время все чаще стали говорить о междисциплинарности в высшем образовании, что будущий выпускник вуза не должен быть узким специалистом, не выходящим за рамки собственных компетенций, что нужно развивать помимо профессиональных компетенций еще и общие. В свете подобных тенденций встала необходимость поиска дисциплины, которая бы потенциально могла стать универсальной для всех учащихся, которая по своему содержанию, подходам, и образу мышления могла стать полезной всем направлениям подготовки. И кажется, что такой дисциплиной может стать именно философия, поскольку, как уже было сказано выше, она имеет всеобъемлющий характер, а во-вторых, философское образование может помочь развитию таких навыков как работа с информацией, работа с людьми (коммуникация и кооперация), решение теоретических и практических проблем на основе критического и творческого мышления. Всем этим философия и так занимается в разной степени, однако перед современным обществом в данный момент стоят проблемы, решение которых уже невозможно с помощью одной только науки или одной только философии. Необходимо взаимодействие всех составляющих культуры: науки, философии, религии, искусства, поскольку современное общество многолико, а в соответствии с общепринятыми гуманизмом и толерантностью игнорировать чье-любо мнение нельзя, в противном случае от одной крайности придем к другой. Возможно, что комплексный подход будет способствовать не только решению насущных проблем, но и гармоничному движению мира вперед. Обозначив перспективу философии как универсальной дисциплины, вернемся к ее характеристикам.

Следующая черта непосредственно связана с гносеологией или теорией познания, которая была обозначена выше как одна из основных дисциплин философии. Пожалуй, что ни в одной области науки, да и культуры в целом, не уделяется столько внимания тому, как человек познает окружающий мир. Вопрос этот имеет значение по причине того, что двигателем прогресса современного общества является, в первую очередь, знание и информация, без обновления и накопления которых существует риск не только остановиться в развитии, но и скатиться к первобытному состоянию. По этой причине существует потребность исследовать, с одной стороны, перспективные способы получения нового знания и методы повышения его достоверности, а с другой, заниматься изучением познавательных способностей самого человека. Если говорить в целом, то в философии существует множество гносеологических проблем и вопросов. Например, одним из главных вопросов философии является вопрос о познаваемости мира, ответ на который весьма неоднозначен, но несмотря на некоторую неоднозначность, мы все же можем выделить основные направления философской рефлексии данной проблематики. Всего имеется три основных традиции, в которых данная проблема может быть рассмотрена: гносеологический оптимизм, допускающий познание мира и получение достоверного знания, гносеологический пессимизм(агностицизм), отрицающий какую-либо способность человека познать объективную реальность (Кант и явление с «вещью в себе»), а также скептицизм, в котором допускается возможность познания мира, однако существует сомнение в достоверности полученного знания. Несмотря на полюсную разницу, все философские гносеологические концепции сходны в одном: в стремлении к истине-той точке познавательного процесса, в которой будут сняты все противоречия, а полученное знание получит статус факта. Истина провозглашалась еще в античности Платоном и Аристотелем как первейший принцип философии, без которого она теряет весь свой смысл и значение. Таким образом, античная традиция понимала философию как стремление к знанию истин, которые в конечном итоге должны привести к высшему уровню и идеалу-мудрости. Тем же взглядам впоследствии придерживались и стоики, во многом заимствовавшие эллинистические установки. В частности, Сенека в своих письмах определил философию как процесс достижения мудрости. Помимо гносеологического момента, стоическая традиция выделяла также и нравственный, поскольку усматривала в философии искусство достойной и гармоничной жизни, которым можно овладеть с помощью разума. Если от античности перейти к средневековью, то здесь мы уже не обнаружим характеристики философии через категорию «истина». В этот период философия занимает крайне нестабильное положение и по большому счету становится «служанкой теологии», используясь лишь как инструмент, с помощью которого защищались основы веры. Собственно, схоластический период средневековой философии тем и характеризуется, что христианское богословие синтезирует с логикой Аристотеля. Продвигаясь далее, в сторону Возрождения и Нового времени, можно констатировать, что вновь знание и истина становятся во главу угла философии. В этот период Рене Декарт и Фрэнсис Бэкон выдвигают учение о методе, с помощью которого достигается истинное знание. Если говорить в общем, то дальнейшая история философии показывает нам, что понимание этого феномена постепенно усложняется, а порой даже определяется сквозь призму особого контекста. В XIX веке вслед за неокантианской традицией многие стали определять философию как систематическую дисциплину, которая пытается понять не столько окружающий мир, сколько место человека в нем, пытается исследовать человека как «самого себя». В свете исторических событий XIX в. - начала XX в. актуальными становятся исследования в области социальной философии. Объектом философской рефлексии становится история и место человека в ней, общество, власть и государство. В указанный период заметно выделяется трактовка философии Карлом Марксом, называвшим ее «квинтэссенцией культуры», призванной служить для освобождения угнетенного класса. Таким образом, на основе краткого и далеко не полного обзора некоторых периодов истории философии, можно сказать, что трактовка философии как феномена культуры во многом зависит, с одной стороны, от исторического контекста, а с другой, от убеждений самого философа-автора.


 А. П. Чехов. Палата №6. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 8. ̶—М., "Наука", 1986. 

 Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000. (https://iphlib.ru/library)

перейти в каталог файлов


связь с админом