Главная страница
qrcode

Виды рифм. Мужская рифма подразумевает ударение на самом последнем слоге


Скачать 113,28 Kb.
НазваниеМужская рифма подразумевает ударение на самом последнем слоге
Дата01.02.2020
Размер113,28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВиды рифм.docx
ТипДокументы
#245848
Каталог

Виды рифм:

Мужская рифма - подразумевает ударение на самом последнем слоге.
Пример мужской рифмы:

Зима весёлая пришла

И много снега принесла.
Женская рифма - охватывает те слова, чьё ударение падает на предпоследний слог (пример женской рифмы):
Пусть счастье будет ярче света,

А радость станет жарче лета.
Дактилическая рифма - отводит нас ещё дальше на один слог. Речь идёт уже о третьем слоге с конца.
Пример дактилической рифмы:

К малышу сегодня в садике

Приходили вновь солдатики.
Гипердактилическая рифма - если уже сбились со счёта, то отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвёртом (пример гипердактилической рифмы):
Берёзу день расчёсывает,

Берёзу день причёсывает

С точными всё понятно: их замечают и узнают сразу, ими восхищаются, их принимают. Звуки точных рифм совпадают стопроцентно и ничем на слуху не выделяются:

Я сегодня рано встала

И поэтому устала.

Всё предельно просто. Но часто используют и неточные рифмы, где фонетическое созвучие лишь частично.

Мне сегодня вдруг не спится,

Я взяла тихонько спицы…

Вроде бы и улавливается что-то схожее, но если составить транскрипцию, то мы увидим, пусть и небольшое, но различие.
Однородные рифмы - относятся к одной и той же части речи. Либо это два имени существительных, либо два местоимения, либо два глагола. Почему-то обычно подобное сочетание не особо жалуют, ибо его считают крайне примитивным. Пример однородной рифмы:
Посмотри же на меня,

Хороша ль сегодня я?
Разнородные рифмы - подразумевает сочетание глагола с именем существительным, имени прилагательного с наречием и прочее. Подобных компаний можно изобрести очень много. Пример разнородной рифмы:
Ты принёс мне сегодня цветы,

Перейдем же с тобою на «ты»!
Составные рифмы - задействуют ещё и различные служебные части речи. Например, союзы и частицы. Пример составной рифмы:
Подойди-ка, подойди-ка,

Моя девица – гвоздика.

стихообразующую —как средство разделения и группировки стихов;
  • фоническую — как опорная позиция для звукописи целого стиха;
  • семантическую — как средство создания «рифмического ожидания» появления тех или иных слов, которое может подтвердиться или нет.

    РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе. Основные способы рифмовки:
    1.Смежная рифмовка «ААBB».
    Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, -

    Мы хлеба горбушку – и ту пополам!

    Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,

    Тебе – половина, и мне – половина!

    (А. Прокофьев)
    2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».
    О, есть неповторимые слова,

    Кто их сказал – истратил слишком много,

    Неистощима только синева

    Небесная и милосердье Бога.

    (А. Ахматова)
    3. Кольцевая рифмовка

    (охватная, опоясывающая) «АBBА»
    Уж подсыхает хмель на тыне.

    За хуторами, на бахчах,

    В нежарких солнечных лучах

    Краснеют бронзовые дыни…

    (А. Бунин)
    4. Холостая рифмовка «АВСВ».

    Первый и третий стих не рифмуются.
    Травка зеленеет,

    Солнышко блестит,

    Ласточка с весною

    В сени к нам летит.

    (А.Н. Плещеев)
    5. Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр.
    Ревёт ли зверь в лесу глухом,

    Трубит ли рог, гремит ли гром,

    Поёт ли дева за холмом -

    На всякий звук

    Свой отклик в воздухе пустом

    Родишь ты вдруг.

    (А.С. Пушкин)

    ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC...(«Божественная комедия» Данте).

    Земную жизнь пройдя до половины,

    Я очутился в сумрачном лесу,

    Утратив правый путь во тьме долины.
    Каков он был, о, как произнесу,

    Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

    Чей давний ужас в памяти несу!
    Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

    Но, благо в нем обретши навсегда,

    Скажу про все, что видел в этой чаще…

    (А. Данте)

    ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

    Жил-был старичок у причала,

    Которого жизнь удручала.

    Ему дали салату

    И сыграли сонату,

    И немного ему полегчало.

    (Э. Лир)

    ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

    Ты промелькнула, как виденье,

    О, юность, быстрая моя,

    Одно сплошное заблужденье!

    Ты промелькнула, как виденье,

    И мне осталось сожаленье,

    И поздней мудрости змея.

    Ты промелькнула, как виденье,—

    О, юность быстрая моя!

    (К. Бальмонт)

    МОНОРИМ - стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…),редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард... Пример фарда:

    Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,

    Когда уверен ты, что будет толк.

    (Саади)

    РУБАИ - рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА.

    В колыбели – младенец, покойник в гробу:

    Вот и всё, что известно про нашу судьбу.

    Выпей чашу до дна и не спрашивай много:

    Господин не откроет секрета рабу.

    (Омар Хайям)

    ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.

    Опьяняет смелый бег,

    Овевает белый снег,

    Режут шумы тишину,

    Нежат думы про весну.

    (В. Брюсов)

    Рифмовка 4+4 ("квадратная рифмовка") - рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

    А затем прощалось лето

    С полустанком. Снявши шапку,

    Сто слепящих фотографий -

    Ночью снял на память гром.
    Мёрзла кисть сирени. В это

    Время он, нарвав охапку

    Молний, с поля ими трафил

    Озарить управский дом.

    (Б.Л. Пастернак)

    Рифмовка 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

    А потом мне снились горы -

    В белоснежных одеяньях

    Непокорные вершины,
    И хрустальные озёра

    У подножий великаньих,

    И пустынные долины...

    (В. Невский)

    СТРОФА — это сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью. Длина стихов, их чередование и система рифм обусловлены самой структурой строфы. Строфа содержит в себе от двух до 14 стихов (сонет, онегинская строфа) . Русское стихосложение обладает огромным богатством самых разнообразных строф; это многообразие обусловлено не только количеством стихов в строфе, но и системой различных метрических размеров, с комбинацией длинных и укороченных стихов, имеющих свой порядок рифмовки. Строфичность придает стихотворному произведению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство. Являясь архитектонической художественной формой поэтического произведения, строфа играет исключительную роль в выразительности стиха и помогает в раскрытии внутреннего содержания стихотворения".

    АСТРОФИЧНОСТЬ СТИХА — свободное расположение в поэме, написанной метрическим стихом (или в длинном метрическом стихотворении) , рифмованных строк, без соблюдения строфического единства в стихах. Астрофичны, например, поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила» , «Цыганы» , «Полтава» , поэмы М. Лермонтова «Демон» и А. Блока «Возмездие» .
    перейти в каталог файлов


  • связь с админом