Главная страница

Народная игра – как средство развития речи дошкольника. Народная игра как средство развития речи дошкольника (из опыта работы)


Скачать 48,11 Kb.
НазваниеНародная игра как средство развития речи дошкольника (из опыта работы)
Дата07.07.2019
Размер48,11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНародная игра – как средство развития речи дошкольника.docx
ТипДокументы
#245200
Каталог

С этим файлом связано 500 файл(ов). Среди них: Фрагмент 1 экономика народоправного социализма.pdf, akt_priema-sdachi_na_vypolnenie_razovyh_rabot.doc, bayna yadayk1-1.docx, konspekt_otkrytogo_uroka_po_tehnologii_-_letayushchaya_pchela-_2, gotovy_li_my_k_shkole_bolshaya_kniga_testov.pdf, бинарной НОД в первой группе раннего возраста.docx, Почистить квартиру.doc, Звуки П_Пь.docx, 6377279.a4.pdf, Контр. работа по УПр.doc и ещё 490 файл(а).
Показать все связанные файлы


«Народная игра – как средство развития речи дошкольника»

(из опыта работы)
Хочу начать своё вступление со слов М. И. Калинина: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия… В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

Народные игры являлись и являются традиционным средством педагогики, так как именно в них  гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют развитию активной и пассивной речи, что является важным показателем психического развития детей.

Первое знакомство ребёнка с народной игрой происходит в раннем детстве-младенчестве и делают это, конечно же, родители, чаще, наверное, бабушки. Первыми играми малыша являются пальчиковые игры: «Гули-гули», «Сорока-белобока», «Коза-рогатая», позднее добавляются игр с движениями: «По кочкам, по кочкам», «Мишка косолапый».

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной и речевой деятельности.

Приходя в детский сад, ребёнок продолжает знакомство с народной игрой.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозо-ра, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.    

Детям предлагаются различные подвижные игры, они разделены по видам движений:
игры с бегом,
игры с прыжками,
игры с метанием;
Многие из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года.

Представлены также игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке или в игровой комнате.

Как отмечалось выше – игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка; она должна быть в первую очередь использована в интересах развития речи детей.

Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие (“Совушка”, “Кони”, “Лохматый пес” и др.).

В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз.

Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха и, во время игры, могут читать его сами.

К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявля-ются те же требования, что к стихам вообще:
простота и чёткость ритма,
краткость самого стишка и отдельных строк,
простота и ясность знакомых детям образов.
В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки.

Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву. Один из них выходит на середину и громко, чётко выговаривая слова, произносит на распев считалочку.

При каждом слове, а иногда и слоге, он прикасается поочерёдно рукой к играющим, не исключая и самого сея.

Тот на кого выпадет последнее слово (слог), становится водящим. Считалочка повторяется только в том случае если водящих двое.

Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалочки, быстро их запоминают.
Инцы-брынцы,

Балалайка!

Инцы-брынцы,

Поиграй-ка!

Инцы-брынцы,

Не хочу!

Инцы-брынцы,

Вон пойду!

Катился горох

По блюду.

Ты води,

А я не буду.

Вон пойду!


А за нею


Кукушата

Просят пить.

Выходи —





Прыг да скок,

Прыг да скок,

Скачет зайка —

Серый бок.

По лесочку

Прыг-прыг-прыг,

По снежочку

Тык-тык-тык.

Под кусточек присел,

Схорониться захотел.

Кто его поймает,

Водить начинает.
Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять,

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал,

Серый зайчик убежал
Тара – бара,

Домой пора —

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить!






!
Обруч кружь,

Обруч кружь.

Кто играет,

Будет уж.

Кто не хочет быть ужом, Выходи из круга вон!




Народные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.

Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, “Коршун”, “Курочка”, “Гуси-лебеди”, “Стадо”).

В играх типа “Лапка”, “Много троих, хватит двоих”, “Горячее место” сюжет и роли отсутствуют, все внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре “Краски” покупатель переговаривается с водящим:

- “Тук-тук!”
- “Кто там?”
- “Покупатель”
- “Зачем пришел?”
- “За краской ”
- “За какой?”
- “За голубой”

В играх типа “Горелки” текст отвлекает внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх.

Немало игр, где успех играющих зависит, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.).

Вывод
Систематичное введение народных игр в работу с детьми дошкольного возраста существенным образом повышает уровень развития их активной речи, способствует стабилизации  эмоционального состояния.

Приложение
Игры малой подвижностиУ дядюшки Трифона
Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.

Ручеек

Игра проводится в быстром темпе.

Играют, пока не надоест.



















Молчанка

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать.

Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями.

Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант.

В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры.

Фанты у всех играющих должны быть разные.

Фанты

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «Нет» не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

Ведущий ведёт примерно такой разговор:

Что продаётся в булочной?

Хлеб.

Какой?

Мягкий.

А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?

Всякий.

Из какой муки пекут булки?

Из пшеничной. И т.д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

Правила игры

Игры с прыжками

Скакалка

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.










Лягушки в болоте.


Вот с намокнувшей гнилушки
В воду прыгают лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке
Будет дождик на реке.


Лягушки



: «Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!..»
Весёлые, как девочки,
Проворные, как мальчики,
Зелёные, как листки,
Прыгучие, как мячики –
Весёлые,
Проворные,
Прыгучие подружки –
Зелёные,
Зелёные,
Зелёные лягушки!
Все квакают и квакают
И слышно вдалеке:
Ква-ква! Ква-ква!
Бре-ке-ке!
Игры с бегомУ медведя во боруОни подходят к медвежьей берлоге со словами:
У медведя во бору 
Грибы, ягоды беру. 
А медведь не спит, 
Все на нас глядит.



Гуси, гуси! 






































Мороз-Красный нос

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий – Мороз-Красный нос.

Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
Курочка-хохлатка.

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».

На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Игры с метанием
Муха
На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева - стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».








Кто дальше бросит?
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 – 10 м от каждой команды.

По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.

Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

перейти в каталог файлов
связь с админом