Главная страница
qrcode

Ордена трудового красного знамени институт археологии м. В. Седова ювелирные изделия


Скачать 31,98 Mb.
НазваниеОрдена трудового красного знамени институт археологии м. В. Седова ювелирные изделия
АнкорSedova M V - Yuvelirnye izdelia Drevnego Novgo.doc
Дата28.02.2018
Размер31,98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSedova_M_V_-_Yuvelirnye_izdelia_Drevnego_Novgo.doc
ТипДокументы
#34135
страница24 из 27
Каталог
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


Рис. 69. Накладка с изображением живот­ных (2-9-112)
сохранившем вплоть до XIV в. технические приемы, утраченные в других русских землях.

Рис. 63, 5. В слое середины XIV в. обнаружена часть ажурной бронзовой накладки, общие очертания которой трудно восстано­вить (9-16-1444). Судя по остаткам, это было изящное художест­венное изделие, украшенное четырехчастными розетками.

Рис. 64, 7. К кругу финно-угорских древностей принадлежит накладка середины XIV в. в виде двуголового плоского конька (9-15-1440). Накладка бронзовая литая, имеет семь отверстий для прикрепления. Возможно, что в нижние пять отверстий вдевали шумящие привески. Аналогии этому изделию неизвестны.

Рис. 63, 6. Часть бронзовой литой накладки с изображением дракона обнаружена в слое конца XIV в. (7-12-493). Дракон повернут вправо. Фигура его сохранилась лишь частично: видны голова, грудь, мощные когтистые передние лапы. Изо рта спускается цветущая ветвь. Аналогичная манера изображения драконов хорошо известна в прикладном искусстве древнего Новгорода XIII—XIV вв. — например, в резьбе по кости.

Рис. 63, 8, 9; 64, 10. В слое конца XIV в. найдена круглая накладка с шестью криновидными выступами, в которых проделаны отверстия (7-6-1983). Накладка бронзовая литая. В центре ее помещена рельефная фигура хищного зверя, кусающего свой хвост. Аналогичная накладка, найденная в 1979 г. на Нутном раскопе, была прикреплена медными за­клепками к кожаной дорожной сумке. Еще две накладки по условиям нахождения можно датировать 80—90-ми годами XIV в. Одна из них — бронзовая литая, ажурная, прямоугольной формы (7-4-702). Узор на ней состоит из растительных завитков, окружающих сквозные отверстия различной формы. Другая — массивная бронзовая пластина с прямоугольным основанием и тремя выступами наверху (7-11-1185). Центральный выступ полукруглой формы, а парные боковые напоминают схематически изображенных птичек. В центре пластины — ажурная прорезь в виде солярного знака, а по бокам — два парных луновидных отверстия. Накладка принадлежит, видимо, к кругу финно-угорских древностей. Аналогичная пластина была найдена в одном из ладожских курганов 16.

Рис. 69. Круглая бронзовая ажурная накладка с изображением двух мифических существ датируется 40—60-ми годами XV в. (2-9-112). У них острые уши, оскаленные пасти, очень вытянутые длинные шеи, мощные торсы. Между повернутыми в разные стороны головами зверей (напоми­нающими драконьи) помещена пальметта. Вся композиция очень удачно вписана в круг, причем плавно изогнутые, вытянутые шеи зверей придают

167
изделию особую пластичность. Сцена, изображенная на накладке, ориги­нальна по сюжету и композиции и не имеет прямых параллелей в памят­никах искусства Новгорода. Аналогии известны среди накладок Х в. в Венгрии 17 и на рельефах поздневизантийского периода (XIV в.) па фасаде церкви в Раванице (Сербия) 18. Литейные заусеницы на изделии свидетельствуют о местном его производстве.

Рис. 63, 11. К середине XV в. относится кольцевидная накладка с гео­метрическим узором на лицевой стороне (2-6-882).

Рис. 64, 11. Следует отметить еще круглую накладку с изображением на лицевой стороне узора в виде сегнерова колеса. Она найдена вне стра­тиграфии, однако близкую аналогию ей представляет бляшка из владимир­ских курганов 19.

Рис. 64, 2, 12, 13; 70,6, f. Крышки сосудов. Группу из шести находок составляют небольшие круглые (диаметр 3,5—5 см) биллоновые крышки коробочек, найденные в слоях 60-х годов XIV—второй половины XV в. Крышки слегка выпуклые, с внутренней стороны имеют кольцевой бортик для плотного соединения с самой коробочкой.

По орнаментальным признакам крышки можно разделить на два вари­анта. К первому относятся четыре крышки, украшенные сканым узором, состоящим из припаянных друг к другу колечек (К16-15; К16-5; К15-25;

4-18-1121Б). На трех крышках имеется ажурная кайма, уложенная из гофрированной проволоки. Манера орнаментации металлических украше­ний гофрированной лентой отмечена нами на перстнях XIV в. (рис. 54, 9). На эту же манеру обратил внимание Ю. Д. Аксентон, указав на то, что оформление драгоценных камней гофрированной лентой получило в XIV— XV вв. значительное распространение 20. Ко второму варианту относятся две крышки с литым изображением всадника на коне, держащего на левой руке сокола (К15-29; Гот7-52). Фигура всадника повернута влево, а голова развернута в фас. По краю крышек расположен слегка различный расти­тельный вьющийся орнамент. Крышка с Кировского раскопа датируется 70—80-ми годами XIV в. и найдена .вблизи от крышек, орнаментиро­ванных сканым узором (рис. 64, 12, 13). Крышка с Готского раскопа относится ко второй половине XV в.

Этой крышке посвятила специальное исследование А. В. Рындина, считающая его пороховницей. По мнению исследовательницы, это изделие выполнено русским ремесленником под явным западноевропейским влия­нием 21. Об этом свидетельствует сходство головного убора всадника со шляпами, широко распространенными в Западной Европе в XIV—XV вв., а также характерная западноевропейская манера изображения птицы на левой руке. Е. А. Рыбина при публикации находок Готского раскопа от­метила, что происхождение этого предмета скорее всего западноевропейское и связан он с деятельностью купцов Готского двора. Эта вещь напоминает кустодий, в котором хранили восковые печати, привешенные к докумен­там 22.

Подобные крышки коробочек обнаружены при раскопках в Москве (Зарядье) и в Пскове в слоях XIV—XV вв. В Пскове найдена целая ко­робочка, заполнение которой состояло из каких-то трав 23.

Рис. 71. В слое рубежа XIV—XV вв. найдена литая круглая свин­цовая крышка с тайнописью (6-14-748). Диаметр ее 0,5 см. В центре

168



Рис. 70. Предметы западноевропейского импорта

1 — К24-37; г — ИЛ17-27-318; 3 — 15-14-981; А — 17-17-сруб28; S — 10-17-2047; в — К15-29, 7 Гот7-52



Рис. 71. Свинцовая крышка с тайнописью (6-14-748)

выпуклой крышки помещена кону­совидная ручка, вокруг которой концентрически расположен узор из четырехременной плетенки. Пространство между плетенкой заполнено мелкой косой сеточ­кой. По краю крышки между двумя полукруглыми выемами размещены 40 букв. Одни из них совпадают с древнерусскими, дру­гие — с греческими, некоторые вообще не поддаются истолкова­нию.

В Новгороде были найдены еще две аналогичные крышки:

одна — в 1948 г. на Ярославовом дворище 24, другая — случайно 28. Находке 1948 г. посвятил специ­альное исследование В. Л. Янин, попытавшийся дешифровать тай­нопись и сблизить надпись на

крышке с заклинаниями, начертанными на древнерусских оберегах-зме­евиках .

По-видимому, и маленькие крышки от коробочек, и крышки с тай­нописью следует считать предметами, связанными с западноевропейским импортом.

Рис. 70, 1. Футляр. К кругу западноевропейских древностей принад­лежит и биллоновый футляр трапециевидной формы. Найден он в слое 70—80-х годов XIII в. Поверхность футляра покрыта с двух сторон ром­бовидным орнаментом, причем боковые ромбы заштрихованы мелкой ко­сой сеточкой, аналогичной сетке на крышке с тайнописью (рис. 71). В центральных ромбах помещено с каждой стороны по шесть «бурбонских лилий». И на крышке, и на самом футляре с боков приделаны цилиндри­ческие парные ушки, в которые продевали шнур при ношении футляра на шее,

Рис. 63, 12; 70, 5. Детали водолеев. В слоях рубежа XIII—XIV— конца XIV в. найдены части водолеев скорее всего западноевропейского производства. Это бронзовый литой носик водолея, украшенный плетеным орнаментом (11-16-290), носик водолея в виде морды животного с открытой пастью (10-17-2047), а также два фрагмента в виде ног животного (8-9-972;

8-9-932).

Ряд находок свидетельствует о торговых связях Новгорода с Востоком. Рис. 72, 2. Кувшин. В колодце, датируемом серединой XI в., на дне был обнаружен бронзовый литой кувшин на цилиндрическом поддоне, с плавно изогнутой медной ручкой, украшенной скульптурным изображе­нием птички (23-27). На тулово кувшина нанесен линейный орнамент. Птички на ручках сосудов играли роль талисманов, дарующих благопо­лучие владельцу вещи. Кувшин относится к изделиям раннеисламского искусства 27.

170



Рис. 72. Предметы восточного импорта

1 — 23/22-25-1283; 2 — 23-27; 3 — 22-27-793; 4 — 17-17-1089; 5 — 6-3-694; 6 — 13/12-12-1810

Рис. 72, 1. Второй половиной XI в. датируется находка уточки, видимо, украшавшей некогда ка­кой-то сосуд (23/22-25-1283).

Рис. 72, 3. Замок. Бронзовый литой замок, выполненный в виде фигурки животного с повернутой назад головой, датируется послед­ней четвертью XI в. (22-27-793) Аналогичные замки получили ши­рокое распространение в Волж­ской Болгарии, куда они попали скорее всего из Херсонеса28. Запирали на такие замки не двери, а ларцы с дорогой утварью.

Рис. 72, 4. Матрица. Брон­зовая литая матрица овальной формы с двусторонним изображе­нием древа жизни обнаружена в слое последней четверти XII в. (17-17-1089). Пышное древо со­стоит из треугольного корня с от­ходящими от него изгибающимися стеблями, на концах которых по­мещены пальметки. Этот расти­тельный орнамент — символ бо­гини жизни 29 — имеет глубокие исторические корни. В прикладном искусстве XII—XIII вв. и на Руси, и в Византии, и в странах ислам­ского Востока он получил] осо­бенно широкое декоративное при­менение

Рис. 72, 6. Зеркало. Круглое плоское зеркало, литое из бронзы, датируется 60—80-ми годами XII в. (13/12-12-1810). Диаметр его 7 см. С одной стороны оно глад­кое, а с другой имеет выпуклую ручку со сквозным отверстием и

четырехчастный орнамент, в каждом секторе которого помещен завиток. Зеркало принадлежит к кругу кочевнических древностей. Аналогичные зеркала найдены в Новом Сарае, в Змейском катакомбном могильнике XI— XII вв., на городище Княжая гора 30.

Рис. 72, 5. Обломок чаши. Бронзовый литой обломок чаши с располо­женным по краю чеканным узором в виде сложной арабской вязи найден в слое рубежа XIV—XV вв. (6-3-694).

Некоторые изделия, обнаруженные в культурном слое Новгорода, можно отнести к византийскому импорту.

172



Рис. 73. Византийская ампула (17-21-1490)

Рис. 73. Ампула. Свинцовая ампула — сосуд для святой воды (высота его 5,4 см, диаметр — 4,4 см), с цилиндрическим горлом и двумя полу­круглыми ручками — датируется 70—90-ми годами XII в. (17-21-1490). С двух сторон на сосуде помещены изображения, обрамленные бордюром из вписанных друг в друга зигзагообразных линий. На лицевой стороне изображена фигура Христа в пояс и начертаны буквы Ю XG. На оборотной стороне помещена поясная фигура святого Дмитрия в фас. Святой облачен в плащ, правая рука его согнута в локте и держит крест, левая рука с рас­крытой ладонью поднята перед грудью. Лицо святого плохо различимо, вокруг головы — круглый рельефный нимб. По сторонам размещены плохо читаемые буквы надписи — вероятно, о агиос Дмитриос.

Ампулы для святой воды и масла хорошо известны среди древностей ранневизантийского периода (V—VII вв.). Это так называемые монцские ампулы, отличающиеся формой, размерами и характером изображения от новгородской s1. Ближайшую аналогию новгородской ампуле представляет сосуд, найденный на холме «Царевец» в Велико Тырнове в Болгарии 32. На нем изображены фигуры солунских святых Дмитрия и Феодоры. Бли­зок также сосуд из собрания Эрмитажа с изображениями святых Матроны и Феодулы. В. Н. Залесская, опубликовавшая последний сосуд, отмечает находки четырех подобных ампул в Болгарии и одной — в Херсонесе 33. Ампулы изготовлялись в Фессалонике в Х—XII вв. в память о посещении святых мест. Многочисленные паломники разносили их в различные места самой Византийской империи и за ее пределы. Новгородская ампула най­дена на усадьбе И, принадлежавшей, судя по находкам берестяных грамот церковного содержания (244, 317, 319, 323, 331, 359, 369)34, какому-то церковному подворью со второй половины XII и до конца XIII в.

Помимо свинцовой византийской ампулы здесь в тех же слоях были обнаружены византийские каменные иконки (рис. 74, 4—6) 36. Вероятно, новгородские церковнослужители совершали далекие путешествия в Ви­зантию с целью паломничества по святым местам, откуда и были вывезены ими эти предметы прикладного искусства.

Рис. 74, 3. Новгородская ампула. По византийским образцам в Нов­городе пытались производить собственные подобные ампулы. На той же усадьбе И в слое 60-х годов XIII в. была обнаружена оловянисто-свинцо-вая литая ампула со следами литейного брака (13-18-1298). На обеих сто­ронах ее помещен узор в виде перекрещивающихся линий.

Рис. 74, 1. Мирница. Форму древних античных флаконов зв повторяет серебряный сосуд для масла и мира, найденный на той же усадьбе И в слое конца XIII в. (12-16-1560). Две его основные стенки имеют овальные очертания. Вверху — прямоугольное горло, закрывавшееся прямоуголь­ной крышкой. Крышка и сам сосуд снабжены по бокам парными ушками, через которые продевали шнур или тесьму, чтобы подвешивать сосуд на груди. Крышка при этом только приподнималась и не могла быть утеряна. Внутри сосуд поделен перегородкой на две равные части, каждой из ко­торых на лицевой стороне соответствуют надписи. Слева в две строки процарапано /МОД, справа — ЛШР. Палеография надписей подтверждает датировку сосуда XIII в. Таким образом, левое отделение сосуда предназ­началось для церковного масла—елея (оливковое или деревянное масло,

173



Рис. 74. Предметы византийского импорта и подражания им

1 — 12-16-1560; S — 19-23-296; 3 — 13-18-1298; 4 — 16-13-1739; S — 18/17-19-1558; 6 • 18/17-19-1575

применяемое при елеепомазании, — христианском церковном обряде, со­вершаемом во время праздничных богослужений и церковных таинств). Другое отделение сосуда заполнялось миром 37 — веществом сложного состава, куда входили оливковое или деревянное масло, виноградное вино и другие элементы (всего около 100 веществ). Миро употреблялось при различных (крещение, соборование) таинствах (миропомазание). Внутри сосудика находилась плоская маленькая деревянная лопаточка.

Сосуд, видимо, принадлежал одному из новгородских приходских свя­щенников. Носили его на груди. В XVIII—XX вв. подобные сосуды, пред­назначенные для мира, назывались мирницами. В древнерусских пись­менных источниках этот термин неизвестен, хотя названия миро и масло встречаются в памятниках русской письменности уже в XI—XIII вв. Миро впервые упоминается в Остромировом евангелии середины XI в., масло деревянное (вместо елея) — в Галицком евангелии XIII в. (в более ранних памятниках, например Остромировом евангелии, называется елей). Стратиграфия находки и палеографический анализ надписи определяют дату — вторая половина XIII в.38

Среди новгородских находок выделяется особая группа предметов, связанных с пережитками язычества в мировоззрении средневековых го­рожан.

Рис. 75. Стержень четырехгранного сечения с односторонним плоским скульптурным изображением человеческой фигуры. Стержень изготовлен из оловянисто-свинцового сплава. Длина его 7,5 см. Человек стоит в пол­ный рост, подбоченившись, на нем одежда (рубаха) до колен. Лицо чело­века овальное, усатое, с большими выпуклыми глазами. Вероятнее всего, изображен древнерусский языческий бог Перун 39. Предмет датируется 30—60-ми годами XII в.

Рис. 76. Небольшая бронзовая привеска в виде мужской фигурки. Найдена в слое середины XII в. (Тр18-117). Длина 6,8 см. Фигурка плоская, с вы­ступающей головой и выделенными ступнями ног. Мужчина одет в корот­кую рубаху. Лицо его бородатое, правая рука согнута на груди, левая — на бедре. Вероятно, тоже изображает Перуна. Близкие по форме и манере изображения привески были найдены в Вятском крае, Перми, Чердыни. Возможно, эти фигурки мужского божества являются древнейшим свиде­тельством о пребывании новгородцев в Приуралье 40. Новгородская на­ходка связана с усадьбой церковнослужителя и художника Олисея Гре-чина. Видимо, она была изъята у кого-то из прихожан, продолжавшего стойко придерживаться языческих воззрений еще в середине XII в.

Рис. 77. Кремневый наконечник, оправленный в медный футляр. Еще более ярким свидетельством двоеверия горожан служит находка в слое первой половины XIV в. амулета, состоящего из кремневого неолитического наконечника копья, оправленного в медный футляр с изображением «про­цветшего» креста (10/9-19-843). Амулет, вероятно, носили на груди. Крест, изображенный на футляре, основанием своим как бы повернут вверх. Вось­миконечный крест с «процветшим» основанием как раз к началу XIV в. получает широкое распространение в изобразительном искусстве Руси.

Аналогичные кремневые орудия в оправе, служившие амулетами, най­дены в Белоозере в слое Х—XI вв.41 и в Киевской губернии 42. По-види­мому, эти предметы можно поставить в связь с широко распространенным

175



Рис. 75. Металлический предмет ?яй°с^У™ ^овеческой фигуры


Рис. 76. Привеска в виде фигуры человека (Тр18-117)



Рис. 77. Амулет (10/9-19-843)
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

перейти в каталог файлов


связь с админом