Главная страница
qrcode

литра кр. Рассказах Л. Андреева Жизнь Василия Фивейского и Иуда Искариот


Скачать 169,5 Kb.
НазваниеРассказах Л. Андреева Жизнь Василия Фивейского и Иуда Искариот
Дата18.05.2019
Размер169,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлалитра кр.doc
ТипРассказ
#245025
страница1 из 3
Каталог

С этим файлом связано 742 файл(ов). Среди них: Слоўнік прафесійных тэрмінаў б.docx, конспект зимующие птицы.docx, Кэрролл Л. - Алиса в Стране чудес (пер. Заходер Б., илл. Горохов, Отчет о работе классного руководителя 3 класса с родителями учащ, Карточка.docx, Proekt_po_netraditsionnoy_tekhnike_risovania_-_srednyaya_gruppa., Соломенникова.docx, Проект_по_эксперементированию.pdf, Эссе Элементы страноведческой информации, как отражение элементо, Пигулевская И.С. (сост.) - Восстанавливаем здоровье суставов (Со и ещё 732 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Общее и особенное в постановке проблемы веры в рассказах Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и «Иуда Искариот»


Рассказ «Иуда Искариот, в котором в повествовании они представляют два полюса: Христос –добро, Искариот – зло. Уже исходя из заглавия рассказа, можно сделать вывод,что на первый план автор выводит фигуру Иуды. Именно этот   герой, сложный,противоречивый и страшный, и его поступок привлек внимание писателя и подтолкнул к созданию своей версии событий 30-х годов начала нашей эры и к новому пониманию категорий «добро и зло». Взяв за основу евангельскую легенду о предательстве Иуды, Андреев переосмысливает ее сюжет и наполняет новым содержанием. Он смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы читатель еще раз задумался над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, истина и ложь. Пропустив евангельские события через призму своего сознания, писатель заставляет и читателя пережить открытую им трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, - но и в людях, легко предающих своих кумиров. Уже первые строки повествования помогают читателю представить Иуду, как носителя темного, злого и греховного   начала

Андреевский Иуда – не символ, а живой человек. В нем переплелось множество страстей и чувств. Несомненно, что любит он Христа искренне и сильно. Но Иуда обижен им и не может примириться с тем, что не он, а Иоанн является любимым учеником Иисуса. Чувство душевной ревности, испытываемое Иудой, близко и понятно нам. Но Андреев помогает осмыслить это чувство в новом аспекте, и после прочтения рассказа мы делаем вывод: от ревности до преступления один шаг.

Андреевский Иуда не ради денег (как в одной из Евангелий) совершает свое преступление.

Им движет обиженная любовь. Рассказ Андреева наводит наглубоко нравственную мысль: любовь не должна быть обиженной, она должна быть благородной.

«Жизнь Василия Фивейского»

Тема веры и безверия затрагивается Леонидом Андреевым в повести "Жизнь Василия Фивейского". Это одно из первых произведений, работая над которым, писатель обращается к древнейшему источнику - Библии. В рассмотренной повести Л.Андреева отчетливее запечатлелись так и оставшиеся в финале незавершенными искания истинной веры, которая могла бы не просто примирить человека с катастрофическими испытаниями действительности, но и приблизить его к родственному Богообщению. Леонид Андреев своими рассказами заставляет нас думать, в чём искать человеку опору в этой жизни, каково значение рока ,как противостоять ударам судьбы. Пороки человеческие, слабости, естественно распространяются на общество в ,котором живёт человек , так как государством правят такие же грешные люди .И тех людей , которые стараются следовать закону божьему несчастья также не обходят стороной.

Василий Фивейский не пытается роптать на судьбу, рвать на себе волосы и желать гибели слабым и больным, он пытается даже быть опорой и поддержкой им . В своих размышлениях Андреев наталкивается на мысль, что перед Богом все равны : и верующие , и не понимающие веры ; и обычные люди , и посвящённые в священный сан . Священник , принимающий исповедь, является проводником ,через руку которого происходит Таинство ,но не является человеком свободным , как и всякий человек, от искушений ,от несения своего креста.

Рассказы Андреева,как и святое писание,не дают прямых ответов,а заставляют о многом задуматься и ещё раз перечитывать Библию и Евангелие. Что такое вера для современного человека-поддержка ,утешение? И может ли она стать сутью его существования?

Важная часть образа Василия Фивейского - сила воли - укрупняется автором при помощи эпитетов и сравнений.        Мучительные духовные искания священника и его жены предстают перед читателями на фоне оскудения народной веры.

        Пример - рассудочная вера старосты Ивана Порфирыча. Он  поклонялся благополучию и удачливости. Он, как пастырь, настойчиво призывал напрямую обращаться к Богу, но в финале все же трусливо убежал из церкви.

         Еще один пример - уродующая само Священное Таинство «исповедь» насильника и убийцы Трифона.Она заставляет Василия забыть о сане и в исступлении воскликнуть: «Где же твой Бог? Зачем Он оставил тебя?»

         Отец Василий ощущает себя «бессильным служителем всемогущего Бога». Потеря веры  главным героем влияет на его восприятие природы, окружающего мира. Все больше сомнений и отчаяния укоренялось в душе героя. Непреодолимые страдания привели священника к бунту, к отречению от единственного духовного богатства, которое оказалось не в состоянии избавить людей от мук. В порыве безумной гордыни отец Василий почувствовал себя богоравным и захотел воскресить человека. Над телом умершего работника он произнес слова Христа, но лишь поверг в ужас тех, кто собрался в церкви.

Внутри Василия борются два типа веры: хрупкая, уязвимая, напоминающая герою доверчивого цыпленка  – и могущественно-страстная, которая может укрепить веру падшего человека  и побудить его к искреннему обращению: «Да будет святая воля Твоя».

          Отец Василий сопоставляется в повести с библейским праведником Иовом. Историю самого Иова можно разделить на две части: Иов смиренный и Иов бунтующий. Иов – угодный богу, богатый человек, счастливо живущий со своей семьей. Сатана сомневается в его бескорыстности, и Господь разрешает ему «проверить» Иова.Он стойко переносит выпавшие на его долю испытания, но во второй части  Иов предстает бунтующим против испытаний. Он отказывается смириться с несчастиями, проклинает день своего рождения и даже винит Бога в установленном им несправедливом порядке вещей. Но история Фивейского отличается от истории Иова. Василий не раз  пытался восстать против бога, рока и несправедливости.Он мечтает снять сан и уехать с женой куда-нибудь, а сына - идиота отдать в приют. Но жена сгорает во время пожара. В конце концов и отец Василий гибнет. В последние минуты ему кажется, что небо охвачено огнем и рушится мир. И этот финал выглядит закономерным для всего творчества Л.Н. Андреева, так как в изображении писателя всесильный рок оказывается сильнее человека.

Что сближает главных героев в ихотношениях с миром и в чем разнятся их позиции?

Над жизнью Василия словно тяготел суровый рок. Падал и поднимался, медленно, но поднимался строил он свою жизнь. Герой стал священником, женился, на 7м году жизни сын утонул. С горя, жена стала пить, но Отец Василий не сдавался-молился и верил, что благословение вновь вернется в его дом.

Прихожане особо не любили отца Василия, якобы вел он службу сухо и торопливо. Да и слышали, что несчастлив он в своей жизни, а потому обходили его стороной. Даже просили отнять сан от неудачника. Церковный староста Порфирий и вовсе сживал его со свету, так что несчастный Василий побаивался его. Однажды староста прямо в церкви, когда попадья пришла на службу, сказал, что пьянь эту не следует сюда пускать. Напилась она в тот же вечер и стала говорить Василию, что хочет родить второго сына. И попал несчастный под бешеную страсть супруги, а поздней ночью, когда уснули все, вышел в поле и отчаянно и стыдливо молился.

Забеременела попадья, все лето не пила, и воцарился в доме Василия долгожданный покой. Стало ясно, что сын родился идиотом. Измученная попадья снова стала пить.

Стал чужд всему Василий. Вроде живет среди людей и делает все, как они, а не видно его, как будто не человек, а оболочка. Как-то на исповеди, когда старуха одна пугливо и искренне отвечала на его вопросы, спала с его глаз пелена. И увидел Василий, что есть на земле подобные ему люди.

На Великий пост пришел к нему на исповедь нищий. Рассказал, как надругался над девочкой, задушил и закопал ее. Василий поверил, упал на корточки и кричал: «На земле и на небе ад». Изменилась в тот миг жизнь Василия Фивейского. Герой повести пережил душевную муку, словно перевернулось в нем все. Стал убийцу уверять, что будет тот в раю выше всех праведников. Пришел домой утомленный и грязный, словно бродил долго по полям, и признался в ту ночь Василий жене, что не может в церковь идти. Решил пережить как-нибудь лето, а к осени снять сан и уехать. Но в конце июля, когда был Василий на сенокосе, загорелся его дом, и погибла в пожаре жена.

Отправил Василий дочь к своей сестре, построил новый дом, читает сыну Евангелие, ежедневно служит в церкви и держит строгий пост. Новая жизнь Василия настораживает прихожан, и когда погибает мужик Мосягин, все сошлись на том, что виноват в этом поп. Староста приходит к Василию и говорит, чтобы он убирался, так как от него все несчастья. И Василий, всегда боявшийся старосту, изгоняет того из церкви.

Во время отпевания погибшего мужика Василий вдруг прерывает чтение молитв, беззвучно хохочет, подходит к гробу и восклицает: «Тебе говорю – встань!» Не восстает мертвец из гроба. Тогда Василий выталкивает из него покойника. Охваченный яростью, выбегает Василий из церкви и бежит в чисто поле, где не раз молился да оплакивал свою горемычную судьбу. Там, посреди поля, найдут назавтра Василия мужики – распластанного.

Жизнь Василия – это цепь жестоких испытаний его веры: тонет сын, спивается попадья. Но священник повторяет: «Я верю». Он верит «торжественно и просто». Жизнь обнажает таинственные недра: время радости и ожидания второго сына сменяется жестокой правдой - сын болен, над всеми господствует страшный образ идиота. Тогда становится Василий безучастным и спокойным и думает «о Боге». И этого же требует от людей, приходивших на исповедь, но горе и сомнения в глубине души вопрошают: «Где же твой Бог?» -

Горит дом, умирает жена. Он произносит: «Да будет воля Твоя». И снова непоколебим. Его вера крепнет настолько, что он ощущает себя избранником и в религиозном экстазе подвергает себя серьезному испытанию – пытается воскресить мертвого. Три раза восклицает: «Тебе говорю, встань!» Но холодным дыханием смерти отвечает мертвец. Василий потрясен: «Зачем я верил? Зачем Ты дал мне жалость и любовь к людям? Зачем Ты держал меня всю жизнь в рабстве и оковах?» Жуткая правда о пустоте, к которой он взывал, и бессмысленность его страданий убивают отца Василия. Его мир рушится, но даже мертвый он как будто продолжает бежать и искать ответа.

Сюжет повести часто сравнивают с библейской Книгой Иова. Но, как показывает анализ «Жизни Василия Фивейского», повесть имеет только внешнее сходство с библейской историей. Иов претерпел несчастья и убедился, что не в его власти постичь Бога и Его пути. Он смирился. А Василий же гневно восклицает: «Зачем я верил?» Повесть Андреева – это дерзкая попытка поколебать основы религии – веру в чудо. И он создает полную драматизма историю, в которой измученный несчастьями поп вырастает в богоборца. Он пытается силой своей иступленной веры воскресить мертвого. Но чуда не происходит. Растоптана вера, которая пытается привести небо на землю. В повести Андреева явно ощущается дух возмущения и протеста, чувство недоумения и неудовлетворенности. Над всеми символическими наслоениями повести звучит реалистичная нота, рассеивающая призраки и иллюзии. Анализ "Жизни Василия Фивейского" позволяет увидеть сквозь символы произведения, что автор зовет к разумной и осмысленной борьбе.
В начале повести дается негативная характеристика Иуды, утверждается, в частности, что

, неуемное стремление разгадать загадку человека (узнать цену "другим"), что вообще свойственно героям Л. Андреева. Эти качества андреевских героев являются в значительной степени проекцией души самого писателя – максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика; Иуды6. Иуда был презираем, и Иисус был к нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда — когда победил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми. , стремление доказать, что именно он больше всех любит Иисуса также свойственны андреевскому Иуде. На вопрос, заданный Иуде, кто будет в Царствии Небесном первым возле Иисуса — Петр или Иоанн, следует ответ, поразивший всех: ! Все говорят, что любят Иисуса, но как они поведут себя в час испытаний — проверить это и стремится Иуда. Может оказаться, что любят Иисуса "другие" только на словах, и тогда восторжествует Иуда. Поступок предателя — это стремление проверить любовь других к Учителю и доказать свою любовь.

Андреевский Иуда обретает грандиозные масштабы, он уравнивается с Христом, рассматривается как участник пересоздания мира, его преображения. Парадоксальная двойственность внешности и внутренней сути Иуды постоянно подчеркивается автором. Герой повести лживый, завистливый, безобразный, но в то же время самый умный из всех учеников, причем умный надчеловеческим, сатанинским умом: он слишком глубоко знает людей и понимает мотивы их поступков, для других же он так и остался непонятен. Иуда предает Иисуса, но он же любит его как сына, казнь Учителя для него — "ужас и мечты". Парадоксальная двойственность придает многомерность, многосмысленность, психологическую убедительность повести Андреева.

Подтверждают ли эти произведения тезис о катастрфичности мироощущения человека рубежа 19-20

Конец 19—начало 20 веков — эпоха перелома, рубежа, кризиса. Л. Толстой писал в статье «Конец века» (1905): «Век и конец на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения». Кризис охватил все сферы общественно сознания. Менялись экономические формации. Бурное развитие капитализма вело к технической революции, убыстрению темпов жизни, урбанизации. Важнейшие научные открытия в естествознании, физике (атомная теория, теория относительности, развитие космологии) привели к ощущению исчезновения материи, подвижности, изменчивости, релятивности мира, бытийного (земного и космического) хаоса. Рубеж веков ознаменовался осознанием неотделимой причастности человека к мировому круговращению, признанием взаимосвязанности всех сфер — материального и духовного, социального и личностного. 19 век мыслил законченными, изолированными понятиями, мир представлялся строго упорядоченным, расчлененным, стабильным. Но идеалы прошлой либерально-позитивной эпохи потеряли актуальность: кризис разразился и в сфере общественной морали и этики. Это связано с поражением народнической идеологии, разочарованием в идее исторического прогресса. Художественная интеллигенция избирала культуру как духовный подвиг, «постриг», проповедовала тезис Достоевского: красота спасет мир.Катастрофический характер эпохи требовал пристального внимания к субъективному, обострял экзистенциальную проблематику

Тема революции в повести И.Бабеля «Конармия»

Революция и гражданская война, расколовшие общество и страну надвое, заставляли каждого сделать нелегкий выбор, неизбежно ставили вопросы: с кем я? за кого я? Особенно остро и бескомпромиссно встали эти вопросы перед представителями интеллигенции. С одной стороны, они сочувствовали народу, освободительному движению масс, с другой — стремились защитить ценности культуры от разрушения, отстаивая принципы гуманизма, духовности, нравственности как высшие критерии человеческого существования и исторического процесса. О поведении и взглядах интеллигента, о его позиции в годы революции и гражданской войны написаны многие художественные произведения, в том числе и «Конармия» И. Бабеля.

Это не роман о движении революционного «железного потока» по дорогам гражданской войны, а пестрый сборник разнородных новелл, зарисовок военного быта, фронтовых разговоров, не связанных между собой единым сюжетом. Единственное, что объединяет эти новеллы, — образ повествователя, от лица которого написана большая часть книги, интеллигента, гуманиста, хранителя нравственных и культурных ценностей Кирилла Лютова. Он несет основную идейную и нравственную нагрузку в книге Бабеля.

Кто же такой Кирилл Лютов? По-видимому, он штабной работник дивизии, «писарь». Но, наступая и отступая вместе с Первой Конной армией, он вынужден порой принимать участие в бою и выполнять поручения, не связанные с его должностью. Кроме того, он сотрудничает с армейской газетой.

С одной стороны, Лютов — типичное лицо, соединяющее в себе черты людей, принадлежащих к интеллигенции, которые оказались в роли наблюдателей, свидетелей и судей кровопролитных событий. Он находится в гуще совершающегося, но не принимает непосредственного участия в боях, в грабежах, в расправах. С другой стороны, Лютов воспринимает все происходящее эмоционально, он не может отрешиться от него, встать над схваткой. Такую позицию в романе занимает писатель.

Отчасти волею обстоятельств, отчасти по своей воле Лютов оказался среди буденовцев. Служба в Красной Армии для него — способ понять происходящее изнутри, увидеть революцию своими глазами, в неприкрашенной реальности. Именно такая позиция дает ему возможность выражать свой непредубежденный взгляд на революцию и гражданскую войну, взгляд пытливый, свежий, острый. Многое удивляет, поражает, потрясает сознание интеллигента, воспитанного на принципах гуманизма. Среди разгула жестокости и озлобления, среди разрушений и заблуждений он ищет человеческую доброту, мудрость взаимопонимания.

Не удивительно, что отношение его к происходящему противоречиво. Его система нравственных и жизненных ценностей сталкивается с системой прямо противоположной. Традиционные общечеловеческие нормы и правила поведения здесь неприемлемы.

В новелле «Мой первый гусь» Лютов, прибывший в отряд, узнает, что грамотный, интеллигентный человек здесь воспринимается с недоверием и .враждебностью: «...тут режут за очки...Человек высшего отличия — из него здесь душа вон». И Лютов, желая вписаться в среду конармейцев, разыгрывает целый спектакль, который приводит к смерти невинного человека, старухи. А потом долго мучается и страдает от содеянного.

Все-таки «подходящим» он стать не может: слишком много бессмысленно пролитой крови, неоправданной жестокости. Особенно потрясает то, насколько привычным стало на войне убийство, насколько низко ценится жизнь человека. Причем безжалостно убивают друг друга бывшие близкие, родные люди. Так, в новелле «Письмо» мы читаем рассказ подростка о том, как его отец, примкнувший к белым, убивает другого сына, Федора, примкнувшего к фасным. А Семен, третий сын, поймав папашу, расправляется с ним, мстя за брата. Самое страшное то, что мальчик принимает это как должное. И уверяет мать в том, что если кто-то из соседей обидит ее, то Семен, красный командир, может просто убить обидчика.

В рассказе «Эскадронный Трунов» мы видим, как Лютов становится свидетелем бессмысленного убийства. Он записывает пленных поляков. Эскадронный Трунов, заподозрив одного из них в принадлежности к офицерам, «с двадцати шагов... разнес юноше череп, и мозги поляка посыпались на руки» Лютова. В той же новелле Трунов совершает настоящий подвиг: он погибает, вызывая на себя огонь вражеского бомбовоза, там самым спасая весь отряд, укрывшийся в лесу. С одной стороны, Трунов предстает безжалостным убийцей пленного, с другой — «всемирным героем», спасшим жизни товарищей. Но в сознании Лютова одно не перевешивает другого: не принимая свирепости конармейца, он не отрицает его мужества и героизма. То восхищаясь, то возмущаясь конармейцами, людьми совершенно иного склада, чем он сам, Лютов оставляет за собой право судить их по высшему счету — человечности. Лютов верит лишь голосу совести, голосу развитого сознания. Он терзается вопросами тяжкими, неразрешимыми, он занят поисками смысла жизни.

Как и герой одной из новелл, старый Гедали, Лютов мечтает об «Интернационале добрых людей». Но в то же время он понимает, что мечты старого еврея «смешны» и несбыточны.
Трудно понять революцию, специализирующуюся на «лишении разных людей жизни» по усмотрению каждого рядового участника событий, даже ради основания «будущей светлой жизни».

В одной из последних новелл Лютов признается: «Я был один среди этих людей, дружбы которых мне не удалось добиться». В этом нелегком, драматичном признании — вся противоречивость и двойственность положения Лютова.

Таким образом, герой Бабеля, интеллигент, гуманист, не находит своего места в мире жестокости и непримиримой злобы. Ему остается только наблюдать за происходящим и судить его по законам гуманизма. Такова была позиция большей части интеллигенции по отношению к революции, гражданской войне.
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом