Главная страница
qrcode

Палийский канон - Сутта-питака - СамъюттаНикая.... Сагатха-вагга Devata-Samyutta


НазваниеСагатха-вагга Devata-Samyutta
АнкорПалийский канон - Сутта-питака - СамъюттаНикая..
Дата27.02.2018
Размер0,55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПалийский канон - Сутта-питака - СамъюттаНикая....docx
ТипДокументы
#33987
страница12 из 39
Каталог
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   39

Самьютта Никая XXII.7

Упада-паритассана сутта

О беспокойстве, связанном с присвоением


Перевод с пали: Д.А. Ивахненко

Это было в Саваттхи.

— Монахи, я расскажу вам о беспокойстве, связанном с присвоением, и об отсутствии беспокойства, связанном с отутствием присвоения. Слушайте внимательно, я буду говорить.

— Да, досточтимый, — согласно ответили Благословенному монахи.

Благословенный сказал:




— И как, монахи, происходит беспокойство, связанное с присвоением? При этом, монахи, необученный простолюдин, который не понимает Благородных, не разбирается в учении Благородных, не обучен учению Благородных; не понимает праведных людей, не разбирается в учении праведных, не обучен учению праведных людей, – считает тело собой, или себя обладающим телом, или тело находящимся в себе, или себя находящимся в теле.1 И это его тело меняется и становится другим. При таком изменении и смене тела сознание подстраивается под изменения тела. Такая подстройка сознания под изменения тела порождает возникновение (неумелых) способов поведения2, а так же беспокойство, которые захватывают ум. Из-за захваченности ими ума он пребывает в состоянии боязни, досады, томительного ожидания, и беспокоится в связи с присвоением.




Он считает чувство ... распознавание ... воления ... сознание собой, или себя обладающим сознанием, или сознание находящимся в себе, или себя находящимся в сознании. И это его сознание меняется и становится другим. При таком изменении и смене сознания сознание подстраивается под изменения сознания. Такая подстройка сознания под изменения сознания порождает возникновение (неумелых) способов поведения2, а так же беспокойство, которые захватывают ум. Из-за захваченности ими ума он пребывает в состоянии боязни, досады, томительного ожидания, и беспокоится в связи с присвоением. Вот так, монахи, происходит беспокойство в связи с присвоением.




— И как, монахи, происходит отсутствие беспокойства, связанное с отсутствием присвоения? При этом, монахи, обученный ученик Благородных, который понимает Благородных, разбирается в учении Благородных, обучен учению Благородных; понимает праведных людей, разбирается в учении праведных, обучен учению праведных людей, – не считает тело собой, или себя обладающим телом, или тело находящимся в себе, или себя находящимся в теле. И это его тело меняется и становится другим. При таком изменении и смене тела сознание не подстраивается под изменения тела. Без подстройки сознания под изменения тела не порождается возникновение (неумелых) способов поведения, а так же беспокойство, которые захватывают ум. Без захваченности ими ума он не пребывает в состоянии боязни, досады, томительного ожидания, и не беспокоится благодаря отсутствию присвоения.




Он не считает чувство ... распознавание ... воления ... сознание собой, или себя обладающим сознанием, или сознание находящимся в себе, или себя находящимся в сознании. И это его сознание меняется и становится другим. При таком изменении и смене сознания сознание не подстраивается под изменения сознания. Без подстройки сознания под изменения сознания не порождается возникновение (неумелых) способов поведения, а так же беспокойство, которые захватывают ум. Без захваченности ими ума он не пребывает в состоянии боязни, досады, томительного ожидания, и не беспокоится благодаря отсутствию присвоения. Вот так, монахи, из-за отсутствия присвоения происходит отсутствие беспокойства




1. Здесь в тексте перечисляются двадцать видов убеждений в самоотождествлении (sakkāyadiṭṭhi), возникающих при четырех способах отождествления по отношению к пяти совокупностям.

Как объясняется в Комментарии (2.254): он считает тело собой (rūpa attato samanupassati), считая тело и себя нераздельными, подобно тому, как нераздельны пламя масляной лампы и его цвет. Он считает себяобладающим телом (rūpavanta vā attāna), когда он, приняв в качестве "себя" бестелесное (то есть ум или умственные процессы), считает его имеющим тело, подобно тому, как дерево имеет тень. Он считает тело находящимся в себе (attani vā rūpa), когда он, приняв бестелесное (умственное) в качестве "себя", считает тело заключающимся в нем, как запах в цветке. Он считает себя находящимся в теле (rūpasmi attāna), когда он, приняв бестелесное (умственное) в качестве "себя", считает его находящимся в теле, как драгоценный камень в шкатулке.

2. Возникновение неумелых способов поведения - dhammasamuppāda. Согласно комментарию, это место следует читать так: akusaladhammasamuppāda.

XXII.47 Samanupassana sutta.
Предположения.


Это было в Саваттхи. Самый Почитаемый сказал:
"Монахи, при всём разнообразии мнений у йогинов и священнослужителей, что бы ни предполагали они относительно "я1", все они подразумевают под этим Пять Накоплений Захваченности, либо какое-нибудь из этих пяти. О каких пяти идёт речь?
Это случай, когда заурядный незнающий человек, – не имеющий почтения к благородным, не разбирающийся в их учении, не практикующий Дхарму; не имеющий почтения к святым людям, не разбирающийся в их учении, не практикующий Дхарму, – полагает, что его тело (форма) есть его сущность, или он думает, что "Я" обладает формой, или – что форма есть часть "Я", или – что "Я" есть часть формы.
Он полагает, что его ощущения есть его сущность, или он думает, что "Я" обладает ощущениями, или – что ощущения есть часть "Я", или – что "Я" есть часть ощущений.
Он полагает, что его представления есть его сущность, или он думает, что "Я" обладает представлениями, или – что представления есть часть "Я", или – что "Я" есть часть представлений.
Он полагает, что его сформированный опыт есть его сущность, или он думает, что "Я" обладает сформированным опытом, или – что сформированный опыт есть часть "Я", или – что "Я" есть часть сформированного опыта.
Он полагает, что его сознание есть его сущность, или он думает, что "Я" обладает сознанием, или – что сознание есть часть "Я", или – что "Я" есть часть сознания.
Полагая так, придерживаясь такого понимания, он думает: "'Я' существует". И тогда в его представлении о "Я" непременно присутствуют пять восприятий: зрение, слух, обоняние, вкус, тактильное восприятие.
А, раз это так, присутствует разум, присутствуют представления, следовательно, есть место заблуждениям. Заурядный незнающий человек, захваченный опытом, происходящим от неведения, думает: "'Я' существует", "'Я' – такое-то", "'Я' будет существовать", "'Я' не будет существовать", "У меня будет [такая-то] форма" (существование в Мире Форм), "У меня не будет никакой формы" (существование в Мире Без Форм), "Я буду воспринимать", "Я не буду воспринимать", "Я обрету состояние ни восприятия, ни не восприятия".
Монахи, так не прерываются пять восприятий. Чтобы прервать их, опытный ученик благородных отказывается и отдаляется от неведения, он взращивает ясное знание. Искореняя неведение и взращивая ясное знание, он не думает: "'Я' существует", "'Я' – такое-то", "'Я' будет существовать", "'Я' не будет существовать", "У меня будет [такая-то] форма" (существование в Мире Форм), "У меня не будет никакой формы" (существование в Мире Без Форм), "Я буду воспринимать", "Я не буду воспринимать", "Я обрету состояние ни восприятия, ни не восприятия".

XXII.48 Khandha sutta.
Скандхи.


В Саваттхи Будда обратился к монахам:
– Монахи, я объясню вам значение Пяти Накоплений и значение Пяти Накоплений Захваченности. Слушайте внимательно то, что я скажу.
– Да, Преподобный Учитель, – ответили монахи.
Самый Почитаемый сказал:
– Что такое, монахи, Пять Накоплений?
Всё, что относится к форме в прошлом, будущем или настоящем – внутренние они или внешние, грубые или тонкие, естественные или сверхъестественные, далёкие или близкие – называется накоплением формы.
Всё, что относится к ощущениям в прошлом, будущем или настоящем – внутренние они или внешние, грубые или тонкие, естественные или сверхъестественные, далёкие или близкие – называется накоплением ощущений.
Всё, что относится к представлениям в прошлом, будущем или настоящем – внутренние они или внешние, грубые или тонкие, естественные или сверхъестественные, далёкие или близкие – называется накоплением представлений.
Всё, что относится к сформированному опыту в прошлом, будущем или настоящем – внутренний он или внешний, грубый или тонкий, естественный или сверхъестественный, далёкий или близкий – называется накоплением сформированного опыта.
Всё, что относится к сознанию в прошлом, будущем или настоящем – внутреннее оно или внешнее, грубое или тонкое, естественное или сверхъестественное, далёкое или близкое – называется накоплением сознания.
Всё это называется Пятью Накоплениями.
– А что такое Пять Накоплений Захваченности?
Какие бы ни были формы в прошлом, будущем или настоящем, – внутренние они или внешние, грубые или тонкие, естественные или сверхъестественные, далёкие или близкие, – если к ним привязываются, если ими захватываются, и это сопровождается волнениями ума, такие формы называются накоплением захваченности формой.
Какие бы ни были ощущения в прошлом, будущем или настоящем, – внутренние они или внешние, грубые или тонкие, естественные или сверхъестественные, далёкие или близкие, – если к ним привязываются, если ими захватываются, и это сопровождается волнениями ума, такие ощущения называются накоплением захваченности ощущениями.
Какие бы ни были представления в прошлом, будущем или настоящем, – внутренние они или внешние, грубые или тонкие, естественные или сверхъестественные, далёкие или близкие, – если к ним привязываются, если ими захватываются, и это сопровождается волнениями ума, такие представления называются накоплением захваченности представлениями.
Каким бы ни был сформированный опыт в прошлом, будущем или настоящем, – внутренний он или внешний, грубый или тонкий, естественный или сверхъестественный, далёкий или близкий, – если к нему привязываются, если им захватываются, и это сопровождается волнениями ума, такой сформированный опыт называется накоплением захваченности сформированным опытом.
Какое бы ни было сознание в прошлом, будущем или настоящем, – внутреннее оно или внешнее, грубое или тонкое, естественное или сверхъестественное, далёкое или близкое, – если к нему привязываются, если им захватываются, и это сопровождается волнениями ума, такое сознание называется накоплением захваченности сознанием.
Всё это называется Пятью Накоплениями Захваченности.

XXII.56 Parivatta sutta.
Цикл (из четырёх стадий).


Это было в Саваттхи. Самый Почитаемый сказал:
"Монахи, существуют Пять Накоплений Захваченности. Каковы эти пять? Форма как накопление захваченности, ощущения как накопление захваченности, представления (образное восприятие) как накопление захваченности, сформированный опыт как накопление захваченности, сознание как накопление захваченности.
И пока я не имел досконального знания о четверичном цикле в отношении этих Пяти Накоплений Захваченности, я не утверждал, что досконально знаю непревзойдённое Правильное Пробуждение в этой Вселенной с её дэвами, марами и брахмами (боги Мира Брахмы), в этот человеческий век (поколение) с его священниками и шраманами, с его царями и простым народом.
На что направлен этот четверичный цикл?
Я обрёл доскональное знание о форме… о происхождении формы… о прекращении формы… о пути практики, который приводит к прекращению формы.
Я обрёл доскональное знание об ощущениях… о происхождении ощущений… о прекращении ощущений… о пути практики, который приводит к прекращению ощущений.
Я обрёл доскональное знание о представлениях… о происхождении представлений… о прекращении представлений… о пути практики, который приводит к прекращению представлений.
Я обрёл доскональное знание о сформированном опыте… о происхождении сформированного опыта… о прекращении сформированного опыта… о пути практики, который приводит к прекращению сформированного опыта.
Я обрёл доскональное знание о сознании… о происхождении сознания… о прекращении сознания… о пути практики, который приводит к прекращению сознания.
А что есть форма? Четыре Великих Субстанции2 и формы происходящие от них – вот что называется формой. С возникновением поддерживающих факторов3возникает форма. С прекращением поддерживающих факторов форма прекращается. И именно Восьмеричный Святой Путь является путём практики, который приводит к прекращению формы, – это Правильный Взгляд, Правильный Настрой, Правильная Речь, Правильное Действие, Правильная Жизнь, Правильное Усилие, Правильное Сосредоточение Внимания, Правильное Самадхи.
Те из брахманов и шраманов, кто досконально познал таким образом форму, досконально познал таким образом происхождение формы, досконально познал таким образом прекращение формы, досконально познал таким образом путь практики, который приводит к прекращению формы, кто практикует непривязанность–беспристрастие–прекращение в отношении формы, – все те люди практикуют правильным образом. Практикуя правильно, они укрепились в основах этого учения и дисциплины. И те брахманы и шраманы, кто досконально познал таким образом форму, досконально познал таким образом происхождение формы, досконально познал таким образом прекращение формы, досконально познал таким образом путь практики, который приводит к прекращению формы, – все они достигают Освобождения, подлинной свободы, благодаря непривязанности, беспристрастию, прекращению, благодаря отсутствию накоплений захваченности по отношению к форме. Тот, кто обрёл Освобождение, тот полностью совершенен. Тот, кто полностью совершенен, не поддаётся сравнению.
А что есть ощущения? Шесть основных ощущений – ощущения, рождаемые посредством зрительного контакта4; ощущения, рождаемые посредством слухового контакта5; ощущения, рождаемые посредством обоняния6; ощущения, рождаемые посредством вкусового контакта7; ощущения, рождаемые посредством тактильного контакта8; ощущения, рождаемые посредством умственного контакта9 – вот что называется ощущениями. С возникновением контакта (касания) возникают ощущения. С прекращением контакта ощущения прекращаются. И именно Восьмеричный Святой Путь является путём практики, который приводит к прекращению ощущений, – это Правильный Взгляд, Правильный Настрой, Правильная Речь, Правильное Действие, Правильная Жизнь, Правильное Усилие, Правильное Сосредоточение Внимания, Правильное Самадхи. ...
А что есть представление (восприятие образов)? Шесть основных образных восприятий – восприятие формы, восприятие звука, восприятие запаха, восприятие вкуса, тактильное восприятие, умственное восприятие – вот что называется представлениями (восприятиями образов). С возникновением контакта (касания) возникают представления. С прекращением контакта прекращаются представления. И именно Восьмеричный Святой Путь является путём практики, который приводит к прекращению представлений, – это Правильный Взгляд, Правильный Настрой, Правильная Речь, Правильное Действие, Правильная Жизнь, Правильное Усилие, Правильное Сосредоточение Внимания, Правильное Самадхи. ...
А что есть сформированный опыт? Шесть основных намерений – намерение по отношению к форме, намерение по отношению к звуку, намерение по отношению к запаху, намерение по отношению к вкусу, намерение по отношению к тактильным ощущениям, намерение по отношению к понятиям – вот что называется сформированным опытом. С возникновением контакта (касания) возникает сформированный опыт. С прекращением контакта прекращается сформированный опыт. И именно Восьмеричный Святой Путь является путём практики, который приводит к прекращению сформированного опыта, – это Правильный Взгляд, Правильный Настрой, Правильная Речь, Правильное Действие, Правильная Жизнь, Правильное Усилие, Правильное Сосредоточение Внимания, Правильное Самадхи. ...
А что есть сознание? Шесть основных сознаний – осознание формы, осознание звука, осознание запаха, осознание вкуса, осознание тактильных ощущений, осознание разума – вот что называется сознанием. С возникновением Имени-и-Формы10 возникает сознание. С прекращением Имени-и-Формы прекращается сознание. И именно Восьмеричный Святой Путь является путём практики, который приводит к прекращению сознания, – это Правильный Взгляд, Правильный Настрой, Правильная Речь, Правильное Действие, Правильная Жизнь, Правильное Усилие, Правильное Сосредоточение Внимания, Правильное Самадхи.
Те из брахманов и шраманов, кто досконально познал таким образом сознание, досконально познал таким образом происхождение сознания, досконально познал таким образом прекращение сознания, досконально познал таким образом путь практики, который приводит к прекращению сознания, кто практикует непривязанность–беспристрастие–прекращение в отношении сознания, – все те люди практикуют правильным образом. Практикуя правильно, они укрепились в основах этого учения и дисциплины. И те брахманы и шраманы, кто досконально познал таким образом сознание, досконально познал таким образом происхождение сознания, досконально познал таким образом прекращение сознания, досконально познал таким образом путь практики, который приводит к прекращению сознания, – все они достигают Освобождения, подлинной свободы, благодаря непривязанности, беспристрастию, прекращению, благодаря отсутствию накоплений захваченности по отношению к сознанию. Тот, кто обрёл Освобождение, тот полностью совершенен. Тот, кто полностью совершенен, не поддаётся сравнению".

Саттаттхана сутта: Семь оснований
СН 22.57



 

редакция перевода: 30.08.2011
Перевод с английского: SV

источник:

www.accesstoinsight.org






Я слышал, что однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики. И там он обратился к монахам: «Монахи!»
«Да, Учитель» - отвечали монахи Благословенному.

Благословенный сказал: «Монахи, тот монах, что освоил умение в семи основаниях и выполнил и полностью завершил три вида исследования в этом Учении и Дисциплине - является наивысшей личностью.

И каким образом он освоил умение в семи основаниях? Вот монах распознаёт:


1. форму
2. возникновение формы
3. прекращение формы
4. путь практики, ведущий к прекращению формы
5. привлекательность формы
6. изъян формы
7. избавление от формы


Он распознаёт чувство, возникновение чувства…
Он распознаёт восприятие, возникновение восприятия…
Он распознаёт формирователи, возникновение формирователей..
Он распознаёт сознание, возникновение сознания, прекращение сознания, путь практики, ведущий к прекращению сознания. Он распознаёт привлекательность сознания, изъян сознания, избавление от сознания.


Форма


И что такое форма? Четыре великих элемента [материи, т.е. свойства земли, воды, огня, ветра] и производная от них форма: это называется формой. С возникновением питания происходит возникновение формы. С прекращением питания происходит прекращение формы. И именно этот самый благородный восьмеричный путь является путём практики, ведущим к прекращению формы: правильные взгляды, правильное намерение, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность, правильное сосредоточение. Тот факт, что в зависимости от формы появляются удовольствие и счастье - является привлекательностью формы. Тот факт, что форма непостоянна, неудовлетворительна, подвержена изменению - является изъяном формы. Ослабление желания и страсти к форме, оставление желания и страсти к форме - является избавлением от формы.

Любые жрецы и отшельники, напрямую зная форму таким образом, напрямую зная возникновение формы таким образом, напрямую зная прекращение формы таким образом, напрямую зная путь практики, ведущий к прекращению формы таким образом, напрямую зная привлекательность формы таким образом, напрямую зная изъян формы таким образом, напрямую зная избавление от формы таким образом, практикуют ради устранения очарованности - бесстрастия - прекращения по отношению к форме, и они практикуют правильно. Те, кто практикуют правильно - прочно утверждены в этом Учении и Дисциплине. И любые жрецы и отшельники, которые напрямую знают форму таким образом… возникновение… прекращение… путь… привлекательность… изъян… избавление от формы таким образом - благодаря устранению очарованности, бесстрастию, прекращению, отсутствию цепляния по отношению к форме - освобождены, хорошо освобождены. А хорошо освобождённые являются полностью завершёнными. А в случае с полностью завершёнными нет чего-либо, с помощью чего их можно было бы описать.


Чувство



И что такое чувство? Есть шесть групп чувств - чувство, рождённое контактом глаза; чувство, рождённое контактом уха; чувство, рождённое контактом носа; чувство, рождённое контактом языка; чувство, рождённое контактом тела; чувство, рождённое контактом ума. Это называется чувством. С возникновением контакта происходит возникновение чувства. С прекращением контакта происходит прекращение чувства. И именно этот самый благородный восьмеричный путь является путём практики, ведущим к прекращению чувства… Тот факт, что в зависимости от чувства появляются удовольствие и счастье - является привлекательностью чувства. Тот факт, что чувство непостоянно, неудовлетворительно, подвержено изменению - является изъяном чувства. Ослабление желания и страсти к чувству, оставление желания и страсти к чувству - является избавлением от чувства…


Восприятие



И что такое восприятие? Есть шесть видов восприятия - восприятие формы, восприятие звука, восприятие запаха, восприятие вкуса, восприятие тактильного ощущения, восприятие объектов ума. Это называется восприятием. С возникновением контакта происходит возникновение восприятия. С прекращением контакта происходит прекращение восприятия. И именно этот самый благородный восьмеричный путь является путём практики, ведущим к прекращению восприятия… Тот факт, что в зависимости от восприятия появляются удовольствие и счастье - является привлекательностью восприятия. Тот факт, что восприятие непостоянно, неудовлетворительно, подвержено изменению - является изъяном восприятия. Ослабление желания и страсти к восприятию, оставление желания и страсти к восприятию - является избавлением от восприятия…


Формирователи



И что такое формирователи? Есть шесть видов намерений - намерение по отношению к форме, намерение по отношению к звуку, намерение по отношению к запаху, намерение по отношению к вкусу, намерение по отношению к тактильному ощущению, намерение по отношению к объектам ума. Это называется формирователями1. С возникновением контакта происходит возникновение формирователей. С прекращением контакта происходит прекращение формирователей. И именно этот самый благородный восьмеричный путь является путём практики, ведущим к прекращению формирователей… Тот факт, что в зависимости от формирователей появляются удовольствие и счастье - является привлекательностью формирователей. Тот факт, что формирователи непостоянны, неудовлетворительны, подвержены изменению - является изъяном формирователей. Ослабление желания и страсти к формирователям, оставление желания и страсти к формирователям - является избавлением от формирователей…


Сознание



И что такое сознание? Есть шесть видов сознания - сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума. Это называется сознанием. С возникновением имени-и-формы происходит возникновение сознания. С прекращением имени-и-формы происходит прекращение сознания. И именно этот самый благородный восьмеричный путь является путём практики, ведущим к прекращению сознания… Тот факт, что в зависимости от сознания появляются удовольствие и счастье - является привлекательностью сознания. Тот факт, что сознание непостоянно, неудовлетворительно, подвержено изменению - является изъяном сознания. Ослабление желания и страсти к сознанию, оставление желания и страсти к сознанию - является избавлением от сознания.

Любые жрецы и отшельники, напрямую зная сознание таким образом, напрямую зная возникновение сознания таким образом, напрямую зная прекращение сознания таким образом, напрямую зная путь практики, ведущий к прекращению сознания таким образом, напрямую зная привлекательность сознания таким образом, напрямую зная изъян сознания таким образом, напрямую зная избавление от сознания таким образом, практикуют ради устранения очарованности - бесстрастия - прекращения по отношению к сознанию, и они практикуют правильно. Те, кто практикуют правильно - прочно утверждены в этом Учении и Дисциплине. И любые жрецы и отшельники, которые напрямую знают сознание таким образом… возникновение… прекращение… путь… привлекательность… изъян… избавление от сознания таким образом - благодаря устранению очарованности, бесстрастию, прекращению, отсутствию цепляния по отношению к сознанию - освобождены, хорошо освобождены. А хорошо освобождённые являются полностью завершёнными. А в случае с полностью завершёнными нет чего-либо, с помощью чего их можно было бы описать.

Вот как монах освоил умение в семи основаниях.

И как монах выполняет три вида исследования? Вот монах исследует в отношении свойств, исследует в отношении сфер чувствования, исследует в отношении взаимозависимого возникновения. Так монах выполняет три вида исследования.

Тот монах, что освоил умение в семи основаниях и выполнил и полностью завершил три вида исследования в этом Учении и Дисциплине - является наивысшей личностью. 





1

Из Кхаджания сутты СН 22.79:

И почему это называется "формирователями"? Потому что они формируют сформированные вещи, вот почему они называются "формирователями". И что они формируют как сформированные вещи? Ради формности они формируют форму как сформированную вещь. Ради чувствования они формируют чувство как сформированную вещь. Ради воспринимания они формируют восприятие как сформированную вещь. Ради осознавания они формируют сознание как сформированную вещь. Поскольку они формируют сформированные вещи, они называются "формирователями".


XXII.59 Anatta-lakkhana sutta.
Рассуждение о свойствах "не-я".


Так я слышал, однажды Самый Почитаемый находился близ Варанаси11 в Прибежище для Игр, в Исипатане. Там он обратился к группе из пяти монахов:
– Монахи, форма не есть "Я12". Если бы форма (тело) являлась "Я", то такая форма не была бы несвободна. Было бы возможно [желая мгновенных изменений в теле, сказать] своему телу: "Пусть тело будет таким-то. Пусть тело не будет таким-то". Но именно из-за того, что форма не обладает сущностью, она обречена на несвободу. Невозможно [желая мгновенных изменений в теле, сказать] своему телу: "Пусть тело будет таким-то. Пусть тело не будет таким-то".
Ощущения не есть "Я". Если бы ощущения являлись "Я", то такие ощущения не были бы несвободны. Было бы возможно сказать своим ощущениям: "Пусть мои ощущения будут такими-то. Пусть мои ощущения не будут такими-то". Но именно из-за того, что ощущения не обладают сущностью, они обречены на несвободу. Невозможно сказать своим ощущениям: "Пусть мои ощущения будут такими-то. Пусть мои ощущения не будут такими-то".
Представления не есть "Я". Если бы представления являлись "Я", то такие представления не были бы несвободны. Было бы возможно сказать своим представлениям: "Пусть мои представления будут такими-то. Пусть мои представления не будут такими-то". Но именно из-за того, что представления не обладают сущностью, они обречены на несвободу. Невозможно сказать своим представлениям: "Пусть мои представления будут такими-то. Пусть мои представления не будут такими-то".
Сформированный опыт не есть "Я". Если бы сформированный опыт являлся "Я", то такой сформированный опыт не был бы несвободен. Было бы возможно сказать своему сформированному опыту: "Пусть мой сформированный опыт будет таким-то. Пусть мой сформированный опыт не будет таким-то". Но именно из-за того, что сформированный опыт не обладает сущностью, он обречён на несвободу. Невозможно сказать своему сформированному опыту: "Пусть мой сформированный опыт будет таким-то. Пусть мой сформированный опыт не будет таким-то".
Сознание не есть "Я". Если бы сознание являлось "Я", то такое сознание не было бы несвободно. Было бы возможно сказать своему сознанию: "Пусть моё сознание будет таким-то. Пусть моё сознание не будет таким-то". Но именно из-за того, что сознание не обладает сущностью, оно обречено на несвободу. Невозможно сказать своему сознанию: "Пусть моё сознание будет таким-то. Пусть моё сознание не будет таким-то".
– Как вы думаете, монахи, постоянна форма или непостоянна?
– Непостоянна, Преподобный Учитель.
– А то, что непостоянно, несёт в себе покой или страдания?
– Страдания, Преподобный Учитель.
– Годится ли думать по отношению к тому, что непостоянно, несёт в себе страдания и подвержено изменениям: "Это 'Я'. Это моя сущность. Это то, что называется 'Я'".
– Нет, Преподобный Учитель.
– Как вы думаете, монахи, постоянны ощущения или непостоянны?
– Непостоянны, Преподобный Учитель.
– А то, что непостоянно, несёт в себе покой или страдания?
– Страдания, Преподобный Учитель.
– Годится ли думать по отношению к тому, что непостоянно, несёт в себе страдания и подвержено изменениям: "Это 'Я'. Это моя сущность. Это то, что называется 'Я'".
– Нет, Преподобный Учитель.
– Как вы думаете, монахи, постоянны представления или непостоянны?
– Непостоянны, Преподобный Учитель.
– А то, что непостоянно, несёт в себе покой или страдания?
– Страдания, Преподобный Учитель.
– Годится ли думать по отношению к тому, что непостоянно, несёт в себе страдания и подвержено изменениям: "Это 'Я'. Это моя сущность. Это то, что называется 'Я'".
– Нет, Преподобный Учитель.
– Как вы думаете, монахи, постоянен сформированный опыт или непостоянен?
– Непостоянен, Преподобный Учитель.
– А то, что непостоянно, несёт в себе покой или страдания?
– Страдания, Преподобный Учитель.
– Годится ли думать по отношению к тому, что непостоянно, несёт в себе страдания и подвержено изменениям: "Это 'Я'. Это моя сущность. Это то, что называется 'Я'".
– Нет, Преподобный Учитель.
– Как вы думаете, монахи, постоянно сознание или непостоянно?
– Непостоянно, Преподобный Учитель.
– А то, что непостоянно, несёт в себе покой или страдания?
– Страдания, Преподобный Учитель.
– Годится ли думать по отношению к тому, что непостоянно, несёт в себе страдания и подвержено изменениям: "Это 'Я'. Это моя сущность. Это то, что называется 'Я'".
– Нет, Преподобный Учитель.
– Таким образом, монахи, какой бы ни была форма (тело) в прошлом, будущем или настоящем – внутренняя она или внешняя, ужасная или прекрасная, обычная или возвышенная, далёкая или близкая – необходимо рассматривать её правильным образом (так как она есть), правильно различая: "Это не есть 'Я'. Это не является моей сущностью. Это не то, что можно назвать 'Я'".
Какими бы ни были ощущения в прошлом, будущем или настоящем – внутренние они или внешние, ужасные или прекрасные, обычные или возвышенные, далёкие или близкие – необходимо рассматривать их правильным образом (так как они есть), правильно различая: "Это не есть 'Я'. Это не является моей сущностью. Это не то, что можно назвать 'Я'".
Какими бы ни были представления в прошлом, будущем или настоящем – внутренние они или внешние, ужасные или прекрасные, обычные или возвышенные, далёкие или близкие – необходимо рассматривать их правильным образом (так как они есть), правильно различая: "Это не есть 'Я'. Это не является моей сущностью. Это не то, что можно назвать 'Я'".
Каким бы ни был сформированный опыт в прошлом, будущем или настоящем – внутренний он или внешний, ужасный или прекрасный, обычный или возвышенный, далёкий или близкий – необходимо рассматривать его правильным образом (так как он есть), правильно различая: "Это не есть 'Я'. Это не является моей сущностью. Это не то, что можно назвать 'Я'".
Каким бы ни было сознание в прошлом, будущем или настоящем – внутреннее оно или внешнее, ужасное или прекрасное, обычное или возвышенное, далёкое или близкое – необходимо рассматривать его правильным образом (так как оно есть), правильно различая: "Это не есть 'Я'. Это не является моей сущностью. Это не то, что можно назвать 'Я'".
Различая таким образом, опытный ученик благородных взращивает непривязанность по отношению к форме, непривязанность по отношению к ощущениям, непривязанность по отношению к представлениям, непривязанность по отношению к сформированному опыту, непривязанность по отношению к сознанию. Не привязываясь, он обретает беспристрастность. Благодаря беспристрастности он полностью освобождается [от Пяти Накоплений Захваченности]. С Освобождением приходит осознание: "Я полностью свободен". Он осознаёт: "Рождений больше не будет, святая жизнь принесла свой плод, цель достигнута. Нет больше причин, влекущих к перерождению в этом мире".
Вот что сказал Самый Почитаемый. Получив удовлетворение, та группа из пяти монахов восхитилась словами Самого Почитаемого. И когда было дано это объяснение, умы тех пятерых монахов благодаря незахваченности полностью освободились от беспокойств.

Примечания.

1 – "Я" (санскр. атман; пали атта) – сущностное "я", переходящее из жизни в жизнь, неподверженное изменениям.

2 – Четыре Великих Субстанции – Элемент Земли, Элемент Воды, Элемент Огня, Элемент Ветра.

3 – Поддерживающии факторы – "то, что питает", условия для становления.

4 – Ощущения зрительного контакта – касание-восприятие зрением.

5 – Ощущения слухового контакта – слуховое касание-восприятие.

6 – Ощущения обоняния – касание-восприятие обонянием.

7 – Ощущения вкусового контакта – касание-восприятие вкуса.

8 – Ощущения тактильного контакта – телесное касание-восприятие.

9 – Ощущения умственного контакта – умственное касание-восприятие.

10 – Здесь "имя" – это осознание формы, это же относится ко всем объектам восприятия.

11 – Варанаси – столица древнего государства Каши.

12 – "Я" (пали атта) по определению "я" свободно.

СН 22.79 Кхаджания сутта - Поражён (перевод: SV)
(Разъясняются пять совокупностей, из которых состоит живое существо)

Кхаджания сутта: Поражён
СН 22.79



 

редакция перевода: 12.10.2009
Перевод с английского: SV

источник:

www.accesstoinsight.ru






ВСаватхи. «Монахи, какие бы жрецы и отшельники не вспоминали бы свои множественные прошлые жизни, все они вспоминают пять совокупностей цепляния, или одну из них. Какие пять? Вспоминая: «Я имел такую-то форму в прошлом», он вспоминает лишь форму. Вспоминая: «Я был тем, кто испытывал такое-то чувство в прошлом», он вспоминает лишь чувство. Или вспоминая: «Я был тем, у кого было такое-то восприятие в прошлом», он вспоминает лишь восприятие. Или вспоминая: «Я был тем с такими-то умственными формирователями в прошлом», он вспоминает лишь умственные формирователи. Или вспоминая «Я был тем, с таким-то сознанием в прошлом», он вспоминает лишь сознание.

И почему это называется «формой»? Потому что оно подвержено1, вот почему это называется «формой». Подвержено чему? Подвержено жаре и холоду, жажде и голоду, укусам мошек, комаров и пресмыкающихся, ветру и солнцу. Поскольку это подвержено, это называется «формой».

И почему это называется «чувством»? Потому что оно чувствует, вот почему это называется «чувством». Что оно чувствует? Оно чувствует удовольствие, оно чувствует боль, оно чувствует ни-удовольствие-ни-боль. Поскольку оно чувствует, оно называется «чувством».

И почему это называется «восприятием»? Потому что оно воспринимает, вот почему это называется «восприятием». Что оно воспринимает? Оно воспринимает голубое, оно воспринимает жёлтое, оно воспринимает красное, оно воспринимает белое. Поскольку оно воспринимает, оно называется «восприятием».

И почему это называется «формирователями»? Потому что они формируют сформированные вещи, вот почему они называются «формирователями». И что они формируют как сформированные вещи? Ради формности они формируют форму как сформированную вещь. Ради чувствования они формируют чувство как сформированную вещь. Ради воспринимания они формируют восприятие как сформированную вещь. Ради осознавания они формируют сознание как сформированную вещь. Поскольку они формируют сформированные вещи, они называются «формирователями».

И почему это называется «сознанием»? Потому что оно познаёт, вот почему оно называется «сознанием». И что оно познаёт? Оно познаёт то, что кислое, острое, сладкое, щелочное, не-щелочное, солёное и не-солёное. Поскольку оно познаёт, оно называется «сознанием»2.

Так обученный ученик благородных созерцает таким образом: «Сейчас я поражён формой. Но в прошлом я тоже был поражён формой точно таким же образом, как и поражён нынешней формой [сейчас в настоящем]. И если я буду восторгаться будущей формой, то в будущем я буду поражён формой точно таким же образом, как поражён нынешней формой [сейчас в настоящем]». Созерцая так, он становится равнодушным к форме, не восторгается будущей формой и практикует ради устранения очарованности, [ради] бесстрастия, [ради] прекращения, по отношению к форме, [имеющейся сейчас] в настоящем.

[Он созерцает]: «Сейчас я поражён чувством… восприятием… формирователями… сознанием. Но в прошлом я тоже был поражён сознанием точно таким же образом, как и поражён нынешним сознанием [сейчас в настоящем]. И если я буду восторгаться будущим сознанием, то в будущем я буду поражён сознанием точно таким же образом, как поражён нынешним сознанием [сейчас в настоящем]». Созерцая так, он становится равнодушным к сознанию, не восторгается будущим сознанием и практикует ради устранения очарованности, [ради] бесстрастия, [ради] прекращения, по отношению к сознанию, [имеющемуся сейчас] в настоящем.

Как вы думаете, монахи - форма постоянна или непостоянна?
«Непостоянна, Учитель».
«А то что непостоянно, то успокаивающе или болезненно?»
«Болезненно, Учитель».
«И правильно ли относиться к тому, что непостоянно, болезненно, и что подвержено изменениям, таким образом: «Это моё. Это моя душа. Это то, чем я являюсь?»
«Нет, Учитель».
«Как вы думаете, монахи - чувство постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, Учитель»...
«... восприятие постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, Учитель»...
«... формирователи постоянны или непостоянны?»
«Непостоянны, Учитель»...
«Как вы думаете, монахи - сознание постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, Учитель».
«А то что непостоянно, то успокаивающе или болезненно?»
«Болезненно, Учитель».
«И правильно ли относиться к тому, что непостоянно, болезненно, и что подвержено изменениям, таким образом: «Это моё. Это моя душа. Это то, чем я являюсь?»
«Нет, Учитель».

«Поэтому, монахи, любая форма - прошлая, будущая или настоящая; внутренняя или внешняя; грубая или утончённая; обычная или возвышенная; далёкая или близкая: каждую форму следует видеть такой, какой она есть на самом деле, за счёт правильного распознавания, так: «Это не моё. Это не моя душа. Это не то, чем я являюсь».

Любое чувство...
Любое восприятие...
Любые формирователи...
Любое сознание - прошлое, будущее или настоящее; внутреннее или внешнее; грубое или утончённое; обычное или возвышенное; далёкое и близкое: каждое сознание следует видеть таким, какое оно есть на самом деле, за счёт правильного распознавания, так: «Это не моё. Это не моя душа. Это не то, чем я являюсь».

Таков, монахи, ученик благородных, который разрушает и не выстраивает; который отпускает и не цепляется; который отбрасывает и не собирает; который рассеивает и не сгребает.

И что он разрушает, а не выстраивает? Он разрушает форму и не выстраивает её. Он разрушает чувство… восприятие… формирователи… сознание и не выстраивает его.

И что он отпускает и к чему не цепляется? Он отпускает форму и не цепляется к ней. Он отпускает чувство… восприятие… формирователи… сознание и не цепляется к нему.

И что он отбрасывает и не собирает? Он отбрасывает форму и не собирает её. Он отбрасывает чувство… восприятие… формирователи… сознание и не собирает его.

И что он рассеивает и не сгребает? Он рассеивает форму и не сгребает её. Он рассеивает чувство… восприятие… формирователи… сознание и не сгребает его.

Видя это таким образом, обученный ученик благородных всё больше разочаровывается в форме, в чувстве, в восприятии, в формирователях, в сознании. Устранив очарованность, он становится бесстрастным. Через бесстрастие он полностью освобождается. Полностью освободившись, он знает: «Полностью освобождён». Он распознаёт: «Рождение закончено, святая жизнь прожита, сделано то, что должно было быть сделано. Нет чего-либо, что ещё нужно было бы осуществить в этом мире».

Таков, монахи, ученик благородных, который ни разрушает, ни выстраивает, являясь тем, кто разрушил; который ни отпускает, ни цепляется, являясь тем, кто отпустил; который ни отбрасывает, ни собирает, являясь тем, кто отбросил; который ни рассеивает, ни сгребает, являясь тем, кто рассеял.

И что он ни разрушает, ни выстраивает, являясь тем, кто разрушил? Он ни разрушает, ни выстраивает форму, являясь тем, кто её разрушил. Он ни разрушает, ни выстраивает чувство… восприятие… формирователи… сознание, являясь тем, кто его разрушил.

И что он не отпускает, и к чему не цепляется, являясь тем, кто отпустил? Он не отпускает форму и не цепляется к ней, являясь тем, кто её отпустил. Он не отпускает чувство… восприятие… формирователи… сознание и не цепляется к нему, являясь тем, кто его отпустил.

И что он ни отбрасывает, ни собирает, являясь тем, кто отбросил? Он ни отбрасывает, ни собирает форму, являясь тем, кто отбросил её. Он ни отбрасывает, ни собирает чувство… восприятие… формирователи… сознание, являясь тем, кто отбросил его.

И что он ни рассеивает, ни сгребает, являясь тем, кто рассеял? Он ни рассеивает, ни сгребает форму, являясь тем, кто рассеял её. Он ни рассеивает, ни сгребает чувство… восприятие… формирователи… сознание, являясь тем, кто рассеял его.

И монаху, ум которого освобождён таким образом, дэвы, вместе с Индрой, Брахмами и Паджапати выражают почтение даже издалека:

«Почтение Вам, о благородный человек.
Почтение Вам, о высочайший человек -
Вам, про кого мы даже не можем сказать
На что настроен его ум».





1

Здесь идёт игра слов на пали. Форма (рупа) подвержена (руппати). По примечанию Дост. Аналайо, эти слова не связаны этимологически, но звучат схоже.






2

Согласно Комментарию, восприятие анализируется здесь посредством двери глаза, поскольку оно [более] очевидно в схватывании внешнего облика объекта. Сознание анализируется через дверь языка, поскольку оно может ухватить различия в объекте даже при отсутствии видимой формы или внешнего облика.


1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   39

перейти в каталог файлов


связь с админом