Главная страница
qrcode

Палийский канон - Сутта-питака - СамъюттаНикая.... Сагатха-вагга Devata-Samyutta


НазваниеСагатха-вагга Devata-Samyutta
АнкорПалийский канон - Сутта-питака - СамъюттаНикая..
Дата27.02.2018
Размер0,55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПалийский канон - Сутта-питака - СамъюттаНикая....docx
ТипДокументы
#33987
страница5 из 39
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39






http://theravada.ru/index/navigate/nav12a.gif

СН 12.12 Пхаггуна сутта- К Пхаггуне (перевод: SV)
(Будда объясняет, что живое существо - это набор обусловленных феноменов, за которыми не стоит никакой постоянной души, личности, «я»)



http://theravada.ru/index/navigate/nav12a.gifhttp://theravada.ru/index/navigate/nav8a.gif

СН 12.15 Каччаянаготта сутта- К Каччаяна Готте (перевод: SV)
(Разъяснение правильных и неправильных взглядов)



http://theravada.ru/index/navigate/nav12a.gif

СН 12.2 Патичча-самуппада вибханга сутта- Анализ Взаимозависимого Возникновения (перевод: SV)
(Представлена схема взаимозависимого возникновения в общем виде)



http://theravada.ru/index/navigate/nav12a.gif

СН 12.61 Ассутава сутта- Необученный (перевод: SV)
(Обычный человек неспособен отбросить привязанность к своему сознанию; это может сделать только ученик благородных, арья)



http://theravada.ru/index/navigate/nav12a.gif

СН 12.67 Налакалопийя сутта- Связки тростника (перевод: SV)
(О взаимосвязи сознания и имени-и-формы)

Пхаггуна сутта: К Пхаггуне 
СН 12.12



 

редакция перевода: 05.07.2010
Перевод с английского: SV

источник:

www.accesstoinsight.org






В Саваттхи. «Монахи, есть четыре вида пищи для поддержания существ, которые родились и для поддержания существ, которые ищут место для рождения. Какие четыре? [Первый вид - это] физическая еда - грубая или утончённая; второй - контакт; третий - умственное намерение; четвёртый - сознание. Таковы четыре [вида] пищи для обеспечения существ, которые родились, и для поддержания существ, которые ищут место для того, чтобы родиться. Когда так было сказано, Почтенный Молия Пхаггуна обратился к Благословенному: «Учитель, кто кормится сознанием (как видом пищи) ?»

«Это неправильный вопрос» - ответил Благословенный. «Я не говорю «кормится». Если бы я сказал «кормится», тогда бы вопрос «Кто кормится сознанием?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я так не говорю, то правильный вопрос таков: «Сознание как питание для чего?». И правильный ответ таков: «Сознание как питание для воспроизводства будущего становления. Когда эта [имя-и-форма] возникает и существует, то [возникают] шесть чувственных опор. Из шести чувственных опор как необходимого условия возникает контакт».

«Учитель, кто делает контакт?»

«Это неправильный вопрос» - ответил Благословенный. «Я не говорю «делает контакт». Если бы я сказал «делает контакт», тогда бы вопрос «Кто делает контакт?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я так не говорю, то правильный вопрос таков: «Из какого необходимого условия возникает контакт?». И правильный ответ таков: «Из шести чувственных опор как необходимого условия возникает контакт. Из контакта как необходимого условия возникает чувство».

«Учитель, кто чувствует?»

«Это неправильный вопрос» - ответил Благословенный. «Я не говорю «чувствует». Если бы я сказал «чувствует», тогда бы вопрос «Кто чувствует?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я так не говорю, то правильный вопрос таков: «Из какого необходимого условия возникает чувство?» И правильный ответ таков: «Из контакта как необходимого условия возникает чувство. Из чувства как необходимого условия возникает жажда».

«Учитель, кто жаждет?»

«Это неправильный вопрос» - ответил Благословенный. «Я не говорю «жаждет». Если бы я сказал «жаждет», тогда бы вопрос «Кто жаждет?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я так не говорю, то правильный вопрос таков: «Из какого необходимого условия возникает жажда?» И правильный ответ таков: «Из чувства как необходимого условия возникает жажда. Из жажды как необходимого условия возникает цепляние».

«Учитель, кто цепляется?»

«Это неправильный вопрос» - ответил Благословенный. «Я не говорю «цепляется». Если бы я сказал «цепляется», тогда бы вопрос «Кто цепляется?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я так не говорю, то правильный вопрос таков: «Из какого необходимого условия возникает цепляние?» И правильный ответ таков: «Из жажды как необходимого условия возникает цепляние. Из цепляния как необходимого условия возникает становление. Из становления как необходимого условия возникает рождение. Из рождения как необходимого условия возникает старение и смерть, печаль, стенание, боль, беспокойство и отчаяние. Таково возникновение всей этой груды горя и страдания.

И с безостаточным угасанием и прекращением шести чувственных опор происходит прекращение контакта. Из-за прекращения контакта происходит прекращение чувства. Из прекращения чувства происходит прекращение жажды. Из прекращения жажды происходит прекращение цепляния. Из прекращения цепляния происходит прекращение становления. Из прекращения становления происходит прекращение рождения. Из прекращения рождения происходит прекращение старения и смерти, печали, стенания, боли, беспокойства и отчаяния. Таково прекращение всей этой груды горя и страдания».

Каччаянаготта сутта: К Каччаяна Готте
СН 12.15



 

редакция перевода: 05.09.2010
Перевод с английского: SV

источник:

www.accesstoinsight.org






В Саваттхи. Достопочтенный Каччаяна Готта подошёл к Благословенному и, по прибытии, поклонившись ему, сел рядом. Затем он обратился к Благословенному: «Господин - «Правильные Взгляды, Правильные Взгляды» - так говорят. До какой степени [говорится, что это] Правильные Взгляды?»

«В целом, Каччаяна, этот мир зиждется на противоположных [воззрениях] о существовании и не-существовании. Когда человек видит возникновение мира так как есть [на самом деле] правильной мудростью, то [взгляда] «не существование» по отношению к миру у него не возникает. Когда он видит прекращение мира так как есть правильной мудростью, [взгляда] «существование» по отношению к миру у него не возникает.

В целом, Каччаяна, этот мир находится в рабстве привязанностей, цепляний и склонностей. Но такой [человек с правильными взглядами] не вовлекается и не цепляется к этим привязанностям, к цепляниям, к завязкам ума, к [его] склонностям или одержимостям. Также он не утверждает, что «это я». У него нет неуверенности и сомнений, что только [лишь] страдание, возникая, возникает. Что только [лишь] страдание, угасая, угасает. И в этом своём знании он независим от других. Вот до какой степени [говорится], что это Правильные Взгляды.

Всё «существует» - это одна крайность. Всё «не существует» - это другая крайность. Избегая этих крайностей, Татхагата учит Дхамме срединным способом: «Из невежества как необходимого условия возникают формирователи. Из формирователей как необходимого условия возникает сознание. Из сознания как необходимого условия возникает имя-и-форма. Из имени-и-формы как необходимого условия возникают шесть чувственных опор. Из шести чувственных опор в качестве необходимого условия возникает контакт. Из контакта в качестве необходимого условия возникает чувствование. Из чувствования в качестве необходимого условия возникает жажда. Из жажды в качестве необходимого условия возникает цепляние и удержание. Из цепляния и удержания в качестве необходимого условия возникает становление. Из становления в качестве необходимого условия возникает рождение. Из рождения в качестве необходимого условия возникают старение и смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние. Таково происхождение всей этой груды горя и страдания.

Теперь, при безостаточном угасании и прекращении этого самого невежества происходит прекращение формирователей. С прекращением формирователей происходит прекращение сознания. С прекращением сознания происходит прекращение имени-и-формы. С прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести чувственных опор. С прекращением шести чувственных опор происходит прекращение контакта. С прекращением контакта происходит прекращение чувствования. С прекращением чувствования происходит прекращение жажды. С прекращением жажды происходит прекращение цепляния и удержания. С прекращением цепляния и удержания происходит прекращение становления. С прекращением становления происходит прекращение рождения. С прекращением рождения прекращаются старение и смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние. Таково прекращение всей этой груды горя и страдания».

Патичча-самуппада-вибханга сутта: Анализ Взаимозависимого Возникновения
СН 12.2



 

редакция перевода: 18.03.2011
Перевод с английского: SV

источник:

www.accesstoinsight.org






В Саваттхи. «Монахи, я опишу и рассмотрю для вас взаимозависимое возникновение.

И что такое взаимозависимое возникновение? Из невежества как необходимого условия возникают формирователи. Из формирователей как необходимого условия возникает сознание. Из сознания как необходимого условия возникает имя-и-форма. Из имени-и-формы как необходимого условия возникают шесть чувственных опор. Из шести чувственных опор в качестве необходимого условия возникает контакт. Из контакта в качестве необходимого условия возникает чувствование. Из чувствования в качестве необходимого условия возникает жажда. Из жажды в качестве необходимого условия возникает цепляние и удержание. Из цепляния и удержания в качестве необходимого условия возникает становление. Из становления в качестве необходимого условия возникает рождение. Из рождения в качестве необходимого условия возникают старение и смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние. Таково происхождение всей этой груды горя и страдания.

Теперь что такое старение и смерть? Любое старение, дряхлость, разбитость, увядание, морщинистость, упадок жизненной силы, ослабевание способностей различных существ в той или иной группе существ - это называется старением. Любая кончина, прекращение, разрушение, исчезновение, умирание, смерть, прекращение жизненной силы любых существ в той или иной группе существ - называется смертью.

И что такое рождение? Любое рождение, начинание, происхождение, возникновение, появление совокупностей и обретение чувственных опор различных существ в той или иной группе существ - называется рождением.

И что такое становление? Есть три становления: становление в мире чувств, становление в мире форм, становление в мире без форм. Это называется становлением.

И что такое цепляние и удержание? Есть четыре цепляния: цепляние к чувственному, цепляние к воззрениям, цепляние к обетам и ритуалам, цепляние к идее о «я». Это называется цеплянием.

И что такое жажда? Есть шесть типов жажды: жажда к формам, жажда к звукам, жажда к запахам, жажда к вкусам, жажда к тактильным ощущениям, жажда к идеям. Это называется жаждой.

И что такое чувствование? Есть шесть типов чувствования: чувствование, рождённое контактом глаза, чувствование, рождённое контактом уха, чувствование, рождённое контактом носа, чувствование, рождённое контактом языка, чувствование, рождённое контактом тела, чувствование, рождённое контактом ума. Это называется чувствованием.

И что такое контакт? Есть шесть типов контакта: контакт глаза, контакт уха, контакт носа, контакт языка, контакт тела, контакт ума. Это называется контактом.

И что такое шесть чувственных опор? Вот эти есть чувственных опор: глаз, ухо, нос, язык, тело, ум. Это называется шестью чувственными опорами.

И что такое имя-и-форма? Чувство, восприятие, намерение, контакт и внимание: это называется именем. Четыре великих элемента, и форма, основанная на четырёх великих элементах: это называется формой. Это имя и эта форма называется именем-и-формой.

И что такое сознание? Есть шесть типов сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума. Это называется сознанием.

И что такое формирователи? Есть три формирователя: телесные формирователи, словесные формирователи, умственные формирователи. Это называется формирователями.

И что такое невежество? Незнание страдания, незнание причины страдания, незнание прекращения страдания, незнание пути практики, ведущего к прекращению страдания: Это называется невежеством.

Теперь, при безостаточном угасании и прекращении этого самого невежества происходит прекращение формирователей. С прекращением формирователей происходит прекращение сознания. С прекращением сознания происходит прекращением имени-и-формы. С прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести чувственных опор. С прекращением шести чувственных опор происходит прекращение контакта. С прекращением контакта происходит прекращение чувствования. С прекращением чувствования происходит прекращение жажды. С прекращением жажды происходит прекращение цепляния и удержания. С прекращением цепляния и удержания происходит прекращение становления. С прекращением становления происходит прекращение рождения. С прекращением рождения прекращаются старение и смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние. Таково прекращение всей этой груды горя и страдания».

Ассутава Сутта: Необученный
СН 12.61



 

редакция перевода: 26.04.2010
Перевод с английского: SV

источник:

www.accesstoinsight.org






Я слышал, что однажды Благословенный пребывал рядом с Саваттхи, в роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам:

«Монахи, необученный заурядный человек может разочароваться этим телом, состоящим из четырёх великих элементов, может стать беспристрастным по отношению к нему, может освободиться от него. Почему? Потому что очевидны развитие и упадок [тела], подхватывание [при рождении] и отбрасывание [при смерти] этого тела, состоящего из четырёх великих элементов. Поэтому необученный заурядный человек может разочароваться этим телом, состоящим из четырёх великих элементов, может стать беспристрастным по отношению к нему, может освободиться от него.

Но что касается того, что называется «умом», «интеллектом», «сознанием» - то необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого. Почему? [Слишком] долгое время необученный заурядный человек это лелеял, удерживал и ухватывал таким образом: «Это - я. Это - моя душа. Это то, чем я являюсь». Так необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого.

Было бы лучше, если бы необученный заурядный человек считал бы «собой» тело, состоящее из четырёх великих элементов, нежели ум. Почему? Потому что видно, как это тело, состоящее из четырёх великих элементов, держится год, два, три, четыре, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто лет или более. Но то, что называется «умом», «интеллектом» или «сознанием» - днём и ночью возникает как одно, и исчезает как иное. Подобно обезьяне, что хватается за ветку, пробираясь через джунгли. Отпуская одну, она хватается за другую ветку. Отпуская ту, она хватается за следующую. Отпуская следующую, она хватается за ещё одну. Точно также и то, что называется «умом», «интеллектом» или «сознанием» - днём и ночью возникает как одно, и исчезает как иное.

[Однако] обученный ученик благородных тщательно и правильно обращает внимание на взаимозависимое возникновение:


«Когда есть это, есть то. 
С возникновением этого, возникает то.
Когда этого нет, нет и того.
С прекращением этого, прекращается то».


Другими словами:


Из невежества как необходимого условия возникают формирователи. Из формирователей как необходимого условия возникает сознание. Из сознания как необходимого условия возникает имя-и-форма. Из имени-и-формы как необходимого условия возникают шесть чувственных опор. Из шести чувственных опор в качестве необходимого условия возникает контакт. Из контакта в качестве необходимого условия возникает чувствование. Из чувствования в качестве необходимого условия возникает жажда. Из жажды в качестве необходимого условия возникает цепляние и удержание. Из цепляния и удержания в качестве необходимого условия возникает становление. Из становления в качестве необходимого условия возникает рождение. Из рождения в качестве необходимого условия возникают старение и смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние. Таково происхождение всей этой груды горя и страдания.

Теперь, при безостаточном угасании и прекращении этого самого невежества происходит прекращение формирователей. С прекращением формирователей происходит прекращение сознания. С прекращением сознания происходит прекращение имени-и-формы. С прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести чувственных опор. С прекращением шести чувственных опор происходит прекращение контакта. С прекращением контакта происходит прекращение чувствования. С прекращением чувствования происходит прекращение жажды. С прекращением жажды происходит прекращение цепляния и удержания. С прекращением цепляния и удержания происходит прекращение становления. С прекращением становления происходит прекращение рождения. С прекращением рождения прекращаются старение и смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние. Таково прекращение всей этой груды горя и страдания.

Видя так, обученный ученик благородных разочаровывается формой, разочаровывается чувством, разочаровывается восприятием, разочаровывается формациями, разочаровывается сознанием. Отбросив очарованность, он становится беспристрастным. Через беспристрастность он полностью освобождается. С полным освобождением приходит знание: «Полностью освобождён». Он видит - «Рождение закончено, святая жизнь прожита, задача выполнена. Нет более ничего, что нужно было бы сделать в этом мире».

Налакалапийо сутта: Связки тростника
СН 12.67



 

редакция перевода: 01.08.2011
Перевод с английского: SV

источник:

www.accesstoinsight.org






Однажды Достопочтенный Сарипутта и Достопочтенный Маха Коттхита пребывали рядом с Варанаси в Оленьем Парке Исипатаны. И тогда, вечером, выйдя из своего затворничества, Достопочтенный Маха Коттхита отправился к Достопочтенному Сарипутте и, по прибытии, обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями он сел рядом. Затем он обратился к Достопочтенному Сарипутте: «Скажи мне, друг Сарипутта: старение и смерть само-сотворяются, сотворяются кем-то, или и само-сотворяются и сотворяются кем-то, или же - без само-сотворения или сотворения кем-то - они возникают спонтанно?»

«Нет, друг Коттхита, не так оно, что старение и смерть само-сотворяются, сотворяются кем-то, или и само-сотворяются и сотворяются кем-то, или же - без само-сотворения или сотворения кем-то - они возникают спонтанно. Но, имея рождение в качестве необходимого условия, возникают старение и смерть».

«Скажи мне, друг Сарипутта: рождение… 
«Скажи мне, друг Сарипутта: становление… 
«Скажи мне, друг Сарипутта: цепляние… 
«Скажи мне, друг Сарипутта: жажда…
«Скажи мне, друг Сарипутта: чувство…
«Скажи мне, друг Сарипутта: контакт…

«Скажи мне, друг Сарипутта: шесть чувственных опор само-сотворяются, сотворяются кем-то, или и само-сотворяются и сотворяются кем-то, или же - без само-сотворения или сотворения кем-то - они возникают спонтанно?»

«Нет, друг Коттхита, не так оно, что шесть чувственных опор само-сотворяются, сотворяются кем-то, или и само-сотворяются и сотворяются кем-то, или же - без само-сотворения или сотворения кем-то - они возникают спонтанно. Но, имея имя-и-форму в качестве необходимого условия, возникают шесть чувственных опор».

«Скажи мне, друг Сарипутта: имя-и-форма само-сотворяется… …возникает спонтанно?»

«Нет, друг Коттхита, не так оно, что имя-и-форма само-сотворяется… …возникает спонтанно. Но, имея сознание в качестве необходимого условия, возникает имя-и-форма».

«Скажи мне, друг Сарипутта: сознание само-сотворяется… …возникает спонтанно?»

«Нет, друг Коттхита, не так оно, что сознание само-сотворяется… …возникает спонтанно. Но, имея имя-и-форму в качестве необходимого условия, возникает сознание».

«Друг Сарипутта, я понял твоё утверждение так: «Не так оно, друг Коттхита, что имя-и-форма само-сотворяется… …возникает спонтанно. Но, имея сознание в качестве необходимого условия, возникает имя-и-форма. Но затем я понял [следующее] твоё утверждение таким образом: «Не так оно, друг Коттхита, что сознание само-cотворяется… …возникает спонтанно. Но, имея имя-и-форму в качестве необходимого условия, возникает сознание». Как понимать значение этих утверждений?»

«Хорошо, друг Коттхита, я приведу для тебя пример, поскольку бывает так, что с помощью примера умный человек может понять значение того, что было сказано. Представь, как если бы две связки тростника стояли, опираясь на друга. Точно также, имея имя-и-форму в качестве необходимого условия, возникает сознание, а имея сознание в качестве необходимого условия, возникает имя-и-форма.

Имея имя-и-форму в качестве необходимого условия, возникают шесть чувственных опор. 
Имея шесть чувственных опор в качестве необходимого условия, возникает контакт.
Имея контакт в качестве необходимого условия, возникает чувство. 
Имея чувство в качестве необходимого условия, возникает жажда.
Имея жажду в качестве необходимого условия, возникает цепляние.
Имея цепляние в качестве необходимого условия, возникает становление.
Имея становление в качестве необходимого условия, возникает рождение.
Имея рождение в качестве необходимого условия, возникают старение и смерть, печаль, стенание, боль, беспокойство и отчаяние. Вот как возникает вся эта груда страданий.

Если кто-либо выдернул бы одну из этих связок тростника, то другая бы упала. Если бы он выдернул другую, то упала бы первая. Точно также, с прекращением имени-и-формы происходит прекращение сознания. С прекращением сознания происходит прекращение имени-и-формы.

С прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести чувственных опор.
С прекращением шести чувственных опор происходит прекращение контакта.
С прекращением контакта происходит прекращение чувства.
С прекращением чувства происходит прекращение жажды.
С прекращением жажды происходит прекращение цепляния.
С прекращением цепляния происходит прекращение становления.
С прекращением становления происходит прекращение рождения.
С прекращением рождения происходит прекращение старения и смерти, печали, стенания, боли, беспокойства и отчаяния. Вот так прекращается вся эта груда страданий».

«Удивительно, друг Сарипутта, поразительно, друг Сарипутта, как хорошо всё это было сказано Достопочтенным Сарипуттой. И я радуюсь хорошим утверждениям Достопочтенного Сарипутты по отношению к этим 36 темам1. Если монах учит Дхамме ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении старения и смерти, то он заслуживает того, чтобы его называли оратором Дхаммы. Если он практикует ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении старения и смерти, то он заслуживает того, чтобы его называли монахом, практикующим Дхамму в соответствии с Дхаммой. Если - через устранение очарованности, бесстрастие и прекращение по отношению к старению и смерти - он освобождён, то он заслуживает того, чтобы его называли достигшим ниббаны здесь-и-сейчас.

Если монах учит Дхамме, ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении рождения…

Если монах учит Дхамме, ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении становления…

Если монах учит Дхамме, ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении цепляния…

Если монах учит Дхамме, ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении жажды…

Если монах учит Дхамме, ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении чувства…

Если монах учит Дхамме, ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении контакта…

Если монах учит Дхамме, ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении шести чувственных опор…

Если монах учит Дхамме, ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении имени-и-формы…

Если монах учит Дхамме, ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении сознания…

Если монах учит Дхамме, ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении формирователей…

Если монах учит Дхамме, ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении неведения - то он заслуживает того, чтобы его называли оратором Дхаммы. Если он практикует ради устранения неведения, ради бесстрастия и прекращения в отношении неведения, то он заслуживает того, чтобы его называли монахом, практикующим Дхамму в соответствии с Дхаммой. Если - через устранение очарованности, бесстрастие и прекращение по отношению к неведению - он освобождён, то он заслуживает того, чтобы его называли достигшим ниббаны здесь-и-сейчас».





1

36 тем - это 3 качества (изучение, практика, достижение), помноженные на каждый фактор 12-звенной формулы Взаимозависимого Возникновения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

перейти в каталог файлов


связь с админом