Главная страница

Палийский канон - Сутта-питака - СамъюттаНикая.... Сагатха-вагга Devata-Samyutta


Скачать 0,55 Mb.
НазваниеСагатха-вагга Devata-Samyutta
АнкорПалийский канон - Сутта-питака - СамъюттаНикая..
Дата27.02.2018
Размер0,55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПалийский канон - Сутта-питака - СамъюттаНикая....docx
ТипДокументы
#33987
страница8 из 39
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   39




В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, в зависимости от разнообразия элементов возникает разнообразие восприятий. В зависимости от разнообразия восприятий возникает разнообразие намерений. В зависимости от разнообразия намерений возникает разнообразие контактов. В зависимости от разнообразия контактов возникает разнообразие чувств. В зависимости от разнообразия чувств возникает разнообразие желаний. В зависимости от разнообразия желаний возникает разнообразие страстей. В зависимости от разнообразия страстей возникает разнообразие поисков. В зависимости от разнообразия поисков возникает разнообразие обретений.

И что такое, монахи, разнообразие элементов?


٭  Элемент формы
٭  Элемент звука
٭  Элемент запаха 
٭  Элемент вкуса 
٭  Элемент тактильного ощущения
٭  Элемент ментального феномена


Это, монахи, называется разнообразием элементов.

И как, монахи, в зависимости от разнообразия элементов возникает разнообразие восприятий, в зависимости… …разнообразие обретений?

В зависимости от элемента формы возникает восприятие формы. В зависимости от восприятия формы возникает намерение по отношению к форме. В зависимости от намерения к форме возникает контакт с формой. В зависимости от контакта с формой возникает чувство, рождённое контактом с формой. В зависимости от чувства, рождённого контактом с формой, возникает желание к форме. В зависимости от желания к форме возникает страсть к форме. В зависимости от страсти к форме возникает поиск формы. В зависимости от поиска формы возникает обретение формы.

В зависимости от элемента звука…
В зависимости от элемента запаха…
В зависимости от элемента вкуса…
В зависимости от элемента тактильного ощущения…
В зависимости от элемента ментального феномена возникает восприятие ментального феномена. В зависимости от восприятия ментального феномена возникает намерение по отношению к ментальному феномену. В зависимости от намерения к ментальному феномену возникает контакт с ментальным феноменом. В зависимости от контакта с ментальным феноменом возникает чувство, рождённое контактом с ментальным феноменом. В зависимости от чувства, рождённого контактом с ментальным феноменом, возникает желание к ментальному феномену. В зависимости от желания к ментальному феномену возникает страсть к ментальному феномену. В зависимости от страсти к ментальному феномену возникает поиск ментального феномена. В зависимости от поиска ментального феномена возникает обретение ментального феномена.

Таким образом, монахи, в зависимости от разнообразия элементов возникает разнообразие восприятий, в зависимости… …разнообразие обретений».

Дутия бахира пхасса нанатта сутта: Разнообразие внешних контактов (II)
СН 14.10




 

редакция перевода: 06.12.2011
Перевод с английского: SV

источник:

"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 633"








В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, в зависимости от разнообразия элементов возникает разнообразие восприятий. В зависимости от разнообразия восприятий возникает разнообразие намерений. В зависимости от разнообразия намерений возникает разнообразие контактов. В зависимости от разнообразия контактов возникает разнообразие чувств. В зависимости от разнообразия чувств возникает разнообразие желаний. В зависимости от разнообразия желаний возникает разнообразие страстей. В зависимости от разнообразия страстей возникает разнообразие поисков. В зависимости от разнообразия поисков возникает разнообразие обретений.

Разнообразие поисков не возникает в зависимости от разнообразия обретений. Разнообразие… …не возникает в зависимости от разнообразия восприятий.

И что такое, монахи, разнообразие элементов?


٭  Элемент формы
٭  Элемент звука
٭  Элемент запаха 
٭  Элемент вкуса 
٭  Элемент тактильного ощущения
٭  Элемент ментального феномена


Это, монахи, называется разнообразием элементов.

И как, монахи, в зависимости от разнообразия элементов возникает разнообразие восприятий, в зависимости… …разнообразие обретений? И как разнообразие поисков не возникает в зависимости от разнообразия обретений; разнообразие… …не возникает в зависимости от разнообразия восприятий?

В зависимости от элемента формы возникает восприятие формы. В зависимости от восприятия формы возникает намерение по отношению к форме. В зависимости от намерения к форме возникает контакт с формой. В зависимости от контакта с формой возникает чувство, рождённое контактом с формой. В зависимости от чувства, рождённого контактом с формой, возникает желание к форме. В зависимости от желания к форме возникает страсть к форме. В зависимости от страсти к форме возникает поиск формы. В зависимости от поиска формы возникает обретение формы.


В зависимости от элемента звука…
В зависимости от элемента запаха…
В зависимости от элемента вкуса…
В зависимости от элемента тактильного ощущения…
В зависимости от элемента ментального феномена возникает восприятие ментального феномена. В зависимости от восприятия ментального феномена возникает намерение по отношению к ментальному феномену. В зависимости от намерения к ментальному феномену возникает контакт с ментальным феноменом. В зависимости от контакта с ментальным феноменом возникает чувство, рождённое контактом с ментальным феноменом. В зависимости от чувства, рождённого контактом с ментальным феноменом, возникает желание к ментальному феномену. В зависимости от желания к ментальному феномену возникает страсть к ментальному феномену. В зависимости от страсти к ментальному феномену возникает поиск ментального феномена. В зависимости от поиска ментального феномена возникает обретение ментального феномена.

Поиск ментального феномена не возникает в зависимости от обретения ментального феномена. Страсть к ментальному феномену не возникает в зависимости от поиска ментального феномена. Желание ментального феномена не возникает в зависимости от страсти к ментальному феномену. Чувство, рождённое контактом с ментальным феноменом, не возникает в зависимости от желания ментального феномена. Контакт с ментальным феноменом не возникает в зависимости от чувства, рождённого контактом с ментальным феноменом. Намерение к ментальному феномену не возникает в зависимости от контакта с ментальным феноменом. Восприятие ментального феномена не возникает в зависимости от намерения к ментальному феномену. Элемент ментального феномена не возникает в зависимости от восприятия ментального феномена.

Таким образом, монахи, в зависимости от разнообразия элементов возникает разнообразие восприятий, в зависимости… …разнообразие обретений. Разнообразие поисков не возникает в зависимости от разнообразия обретений; разнообразие… …не возникает в зависимости от разнообразия восприятий».

Сатта дхату сутта: Семь элементов
СН 14.11



 

редакция перевода: 06.12.2011
Перевод с английского: SV

источник:

"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 634"







В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, есть эти семь элементов. Какие семь? 

٭  Элемент света 
٭  Элемент красоты
٭  Элемент сферы бесконечного пространства
٭  Элемент сферы бесконечного сознания
٭  Элемент сферы отсутствия чего бы то ни было
٭  Элемент сферы ни восприятия ни не-восприятия
٭  Элемент прекращения восприятия и чувствования


Таковы семь элементов1».


Когда так было сказано, один монах спросил Благословенного: «Учитель, что касается элемента света, красоты, сферы бесконечного пространства, сферы бесконечного сознания, сферы отсутствия чего бы то ни было, сферы ни восприятия ни не-восприятия, прекращения восприятия и чувствования - в зависимости от чего эти элементы можно различить?»

«Монах,

٭  Элемент света распознаётся в зависимости от темноты,
٭  Элемент красивого распознаётся в зависимости от непривлекательности,
٭  Элемент сферы бесконечного пространства распознаётся в зависимости от форм,
٭  Элемент сферы бесконечного сознания распознаётся в зависимости от сферы бесконечного пространства,
٭  Элемент сферы отсутствия чего бы то ни было распознаётся в зависимости от сферы бесконечного сознания,
٭  Элемент сферы ни восприятия ни не-восприятия распознаётся в зависимости от сферы отсутствия чего бы то ни было,
٭  Элемент сферы прекращения восприятия и чувствования распознаётся в зависимости от прекращения2».


«Но, Учитель, что касается элемента света… прекращения восприятия и чувствования - как обретается достижение этих элементов?»

«Элемент света, элемент красоты, элемент сферы бесконечного пространства, элемент сферы бесконечного сознания, элемент сферы отсутствия чего бы то ни было: эти элементы обретаются как достижения с восприятием. Элемент сферы ни восприятия ни не-восприятия: этот элемент обретается как достижение с остаточными формациями3. Элемент прекращения восприятия и чувствования: этот элемент обретается как достижение прекращения».






1

Согласно Комментарию, элемент света и элемент красоты относятся к джханам, как и все остальные.






2

Согласно Комментарию, элемент прекращения распознаётся как полное прекращение четырёх совокупностей ума (нама) ретроспективным познанием (патисанкха-аппаватти). Именно прекращение этих четырёх совокупностей следует понимать под "достижением прекращения".






3

Согласно Комментарию, это называется достижением с остаточными формациями (санкхара-васеса-самапатти) по причине наличия остатка утончённых формаций. Согласно Висуддхимагге, в этом состоянии восприятие и другие умственные факторы существуют в утончённом остаточном виде и не могут нормально функционировать - откуда и проистекает название этой сферы.

Санидана сутта: Благодаря причине
СН 14.12



 

редакция перевода: 07.12.2011
Перевод с английского: SV

источник:

"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 635"







В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, мысль о чувственности возникает благодаря причине, а не беспричинно. Мысль о недоброжелательности возникает благодаря причине, а не беспричинно. Мысль о причинении вреда возникает благодаря причине, а не беспричинно. И как?

В зависимости от элемента чувственности возникает чувственное восприятие1. В зависимости от чувственного восприятия возникает чувственное намерение. В зависимости от чувственного намерения возникает чувственное желание. В зависимости от чувственного желания возникает чувственная страсть. В зависимости от чувственной страсти возникает чувственный поиск. Вовлечённый в чувственный поиск, необученный заурядный человек ведёт себя неправильно тремя способами: телом, речью, умом.

В зависимости от элемента недоброжелательности возникает восприятие недоброжелательности2. В зависимости от восприятия недоброжелательности возникает недоброжелательное намерение. В зависимости от недоброжелательного намерения возникает недоброжелательное желание. В зависимости от недоброжелательного желания возникает страсть недоброжелательности. В зависимости от страсти недоброжелательности возникает недоброжелательный поиск. Вовлечённый в недоброжелательный поиск, необученный заурядный человек ведёт себя неправильно тремя способами: телом, речью, умом.

В зависимости от элемента причинения вреда возникает восприятие вредительства3. В зависимости от восприятия вредительства возникает намерение причинить вред. В зависимости от намерения причинить вред возникает желание причинить вред. В зависимости от желания причинить вред возникает страсть причинять вред. В зависимости от страсти причинять вред возникает поиск [того как] причинить вред. Вовлечённый в поиск [того как] причинить вред, необученный заурядный человек ведёт себя неправильно тремя способами: телом, речью, умом.

Представьте, монахи, как если бы человек уронил бы пылающий травяной факел на груду сухой травы. Если бы он тут же не потушил бы его своими руками и ногами, то живых существ, живущих в траве и в лесу, ждала бы беда и катастрофа. Точно также, если любой жрец или отшельник быстро не отбросит, не рассеет, не удалит и не изничтожит неблагие восприятия, что возникли в нём, то он будет пребывать в страдании в этой самой жизни - с недовольством, отчаянием, возбуждением. А после распада тела, после смерти, можно ожидать, что он попадёт в плохой удел.

Монахи, мысль об отречении возникает благодаря причине, а не беспричинно. Мысль о доброжелательности возникает благодаря причине, а не беспричинно. Мысль о безвредности возникает благодаря причине, а не беспричинно. И как?

В зависимости от элемента отречения возникает восприятие отречения4. В зависимости от восприятия отречения возникает намерение отречения. В зависимости от намерения отречения возникает желание отречения. В зависимости от желания отречения возникает страсть к отречению. В зависимости от страсти к отречению возникает поиск отречения. Вовлечённый в поиск отречения, обученный ученик Благородных ведёт себя правильно тремя способами - телом, речью, умом.

В зависимости от элемента доброжелательности возникает восприятие доброжелательности5. В зависимости от восприятия доброжелательности возникает намерение доброжелательности. В зависимости от намерения доброжелательности возникает желание доброжелательности. В зависимости от желания доброжелательности возникает страсть к доброжелательности. В зависимости от страсти к доброжелательности возникает поиск доброжелательности. Вовлечённый в поиск доброжелательности, обученный ученик Благородных ведёт себя правильно тремя способами - телом, речью, умом.

В зависимости от элемента безвредности возникает восприятие безвредности6. В зависимости от восприятия безвредности возникает намерение безвредности. В зависимости от намерения безвредности возникает желание безвредности. В зависимости от желания безвредности возникает страсть к безвредности. В зависимости от страсти к безвредности возникает поиск безвредности. Вовлечённый в поиск безвредности, обученный ученик Благородных ведёт себя правильно тремя способами - телом, речью, умом.

Представьте, монахи, как если бы человек уронил бы пылающий травяной факел на груду сухой травы. Если бы он тут же потушил бы его своими руками и ногами, то живых существ, живущих в траве и в лесу, не ждала бы беда и катастрофа. Точно также, если любой жрец или отшельник быстро отбросит, рассеет, удалит и изничтожит неблагие восприятия, что возникли в нём, то он будет пребывать в счастье в этой самой жизни - без недовольства, отчаяния, возбуждения. А после распада тела, после смерти, можно ожидать, что он попадёт в благой удел».






1

Согласно Комментарию: элемент чувственности (кама-дхату) - это мысль о чувственности, а также все феномены чувственной сферы в целом, то есть, в частности, всё, кроме элемента недоброжелательности и причинения вреда, которые здесь упомянуты отдельно. Чувственное восприятие возникает в зависимости от элемента чувственности либо путём того, что последний становится объектом первого, либо ассоциативным образом (т.е. когда чувственное восприятие соотносится с мыслью о чувственности).






2

Согласно Комментарию: элемент недоброжелательности (бьяпада-дхату) - это недоброжелательная мысль или само состояние недоброжелательности (под-комментарий поясняет: то есть "доса"). Согласно Абхидхамме: эта две разных ментальных составляющих (четасика дхамма) - первое это умственный фактор злобы (доса), а второе - это мысль (витакка), связанная с этим умственным фактором. Аналогично далее поясняется и причинение вреда (вредность).






3

Согласно Комментарию: элемент причинения вреда (вихимса-дхату). Это мысль о причинении вреда или само состояние причинения (нанесения) вреда. Согласно Абхидхамме, этот элемент поясняется как нанесение вреда живым существам самыми разными способами.






4

Согласно Комментарию: элемент отречения (неккхамма-дхату) - это мысль об отречении и все благие состояния, кроме двух элементов, который объясняются отдельно.






5

Согласно Комментарию: элемент доброжелательности, дословно - не-недоброжелательности (абьяпада-дхату) - это мысль и само состояние доброжелательности по отношению к живым существам.






6

Согласно Комментарию: элемент безвредности (авихимса-дхату) - это мысль о безвредности и сострадание.

Гиньджакавасатха сутта: Кирпичная Зала
СН 14.13



 

редакция перевода: 07.12.2011
Перевод с английского: SV

источник:

"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 637"




1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   39

перейти в каталог файлов
связь с админом