Главная страница
qrcode

Логопедическая помощь при ринолалии. Семинар, 01. 11. 2016 Темы для обсуждения Методики коррекционной работы при ринолалии А. Г. Ипполитовой


Скачать 55,44 Kb.
НазваниеСеминар, 01. 11. 2016 Темы для обсуждения Методики коррекционной работы при ринолалии А. Г. Ипполитовой
Дата25.04.2019
Размер55,44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛогопедическая помощь при ринолалии.docx
ТипСеминар
#244944
страница1 из 2
Каталог

С этим файлом связано 995 файл(ов). Среди них: контрольная философия.docx, 10 -заповедей.docx, Tri_osnovy_i_ikh_dokazatelstva.pdf, договор2.doc, Консультация.docx, япония.docx, проект по атамекен.docx, pravila_chteniya_Korana.pdf, ТК по лит.чт.1 класс.docx, реферат — копия.doc и ещё 985 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2
Логопедическая помощь при ринолалии

Семинар, 01.11.2016

Темы для обсуждения:

1. Методики коррекционной работы при ринолалии:

А.Г. Ипполитовой,

С.Л. Таптаповой,

3.А. Репиной,

И.И. Ермаковой,

Г.В. Чиркиной,

Т.В. Волосовец.

2. Специфика коррекции нарушений звукопроизношения при открытой органической Р. Логовосстановительная терапия при врожденных и приобретенных дефектах нёба (Соснин, Г.П., Крицкий А.В. Ортопедическое исправление речи у детей с расщелиной неба / Г.П. Соснин, А.В. Крицкий. – Минск: Беларусь, 1984. – 128 с.)

ЛОГОВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ И ПРИОБРЕТЕННЫХ ДЕФЕКТАХ НЁБА

ПО КНИГЕ Соснин, Г.П., Крицкий А.В. Ортопедическое исправление речи у детей с расщелиной неба / Г.П. Соснин, А.В. Крицкий. – Мн. : Беларусь, 1984. – 128 с.
Для всех пациентов независимо от возраста приняты 4 общих этапа обучения
I— подготовка пациента и его артикуляционного аппарата к операции уранопластики;

II—активизация нёбно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого нёба после операции, а также приучение больного к новым кинестезиям;

III— устранение носового оттенка голоса, коррекция звукопроизношения;

IV— полная автоматизация новых навыков. Продолжительность каждого этапа определяется индивидуально в процессе обучения.

Первый этап
Основная цель дооперационных занятий с детьми — подготовить нёбную занавеску к нёбно-глоточному смыканию после операции;
по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки;
создать предпосылки для правильного звукообразования;
переместить язык в полости рта вперед, опустить его корень и укрепить кончик, активизировать губы и щеки;
предотвратить закрепление ключичного типа дыхания, затормозить неэкономный ускоренный речевой выдох и выработать направленную воздушную струю;
предупредить смешение фонем в устной речи.
Приступать к исправлению ринолалии следует как можно раньше — с 3 лет.

С первого занятия необходимо связать тренировку подвижности нёба с фонацией, вырабатывая условно-рефлекторную связь ощущения подъема нёбной занавески и звукообразования.

Для развития подвижности сегментов нёба до операции мы рекомендуем произнесение гласных звуков а и э.

Упражнение 1.а и э 2—3 раза подряд голосом средней громкости. Рот широко открыт, кончик языка придвинут к нижним резцам.

Упражнение 2. аааэээ — эээааа слитно по 2—3 раза подряд. Упражнения 1, 2 повторяют 6—7 раз в день.

Ранние логопедические занятия позволяют предотвратить дегенеративные изменения чувствительных и трофических волокон сжимателя глотки, которые начинают проявляться с 4—5 лет у ребенка с расщелиной нёба. Особенно важны подобные тренировки при подготовке пациентов к ношению функционального глоточного обтуратора или к операции уранопластики, когда носовая полость изолируется исключительно мышцами глотки. Увеличивает объем мышц глотки и препятствует дистрофии повышенная нагрузка. С этой целью применяются позевывание и стимуляция глоточного рефлекса.

Упражнение 3.Упражнение 4.
Упражнения 3, 4 начинают с двух и доводят до четырех движений подряд 6—8 раз в день, повторяя их постоянно вплоть до момента хирургического вмешательства.

Упражнение 5.
Упражнение 6.
Упражнение 5—6 выполняют 4—6 раз в день.
Одновременно приступают к упражнениям для активизации всего артикуляционного аппарата.

Для укрепления кончика языка применяется почесывание его о верхние зубы, покусывание его, пощелкивание, сосание конфеты с прижиманием ее к альвеолярному отростку, облизывание красной каймы губ и слизывание вытянутым языком капель варенья с маленьких ложечек.

Активизировать губы и щеки помогают общепринятые упражнения: вытягивание губ в трубочку, оскаливание зубов, похлопывание, почмокивание, надувание щек (если оно доступно), «полоскание» рта воздухом. Эти упражнения повторяют несколько раз в день, отбирая из них по показаниям только необходимые.
Артикуляционными упражнениями и массажем можно также развить подвижность верхней губы при рубцовых деформациях.

Упражнение 7. 
Упражнение 8.
Упражнение 9.
Гимнастику и массаж выполняют 3—4 раза в день по 5 мин. Поскольку кинестезии артикуляций у лиц с расщелиной нёба снижены, одновременно вводят не более трех видов упражнений. Для уменьшения напряжения мышц лица и шеи артикуляционную гимнастику полезно прерывать кратковременными расслаблениями и надо избегать резких движений.

Первый этап

До операции приступают также к упражнениям для нормализации дыхания. Мы рекомендуем обучать детей костно-абдоминальному (
Однако до операции больные не владеют направленной воздушной струей. У них при выдохе воздух утекает в нос. Поэтому подготовка к дыхательной гимнастике начинается с обучения направленному дутью. У пациентов, заменяющих дутье усиленным выдохом из глотки, вызывают нужное движение от поплевывания.
Упражнение 10.
У пациентов, приспособившихся к глоточным и гортанным артикуляциям, «поплевывание» может сопровождаться напряжением мышц лица, шеи и даже движением передней стенки глотки, создающим звук, сходный с к. Для торможения этого движения прибегают к беззвучному «поплевыванию» и «выплевыванию» мелких крошек. Размер крошек постепенно уменьшают, и пациенты незаметно для себя осваивают нужное движение.

Этот прием удобен при занятиях с детьми, которые еще не понимают инструкций и могут только подражать конкретным действиям. Пока сопутствующее смыкание в глотке не заторможено, нельзя рекомендовать упражнение для самостоятельных тренировок.

Замедляя и продлевая «поплевывание», получают легкое дутье и переходят к широкоизвестным упражнениям с комочком ваты, пухом, полосками бумаги и т. п. Они позволяют удлинить выдох и дифференцировать теплую и холодную воздушные струи.

Нецелесообразно применять до операции упражнения, требующие повышенных усилий: катать карандаш по столу выдуваемой струей воздуха, надувать шарики, дуть в соломинку. Они увеличивают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасу, ускоряют выдох. Главная цель — получение пусть слабой, но сознательно направленной воздушной струи для постановки звуков и воспитания костно-абдоминального типа дыхания. Овладение направленной воздушной струей позволяет перейти к непосредственно дыхательным упражнениям.

Упражнение 11.
После овладения достаточно продолжительным костно-абдоминальным выдохом приступают к постановке гласных звуков и вокальным упражнениям. Хотя известно, что именно гласные придают голосу назальный тембр при ринофонии, создается впечатление, что все больные (за исключением наиболее тяжелых) артикулируют их правильно. Однако исследования Л. И. Вансовской (1977) показали, что гласным свойственны повышенная лабиализация и смещение языка в глубину полости рта. Коррекция гласных предусматривает продвижение языка к нижним зубам и произнесение их на диафрагмальном выдохе в грудном регистре. Уменьшение участия головного резонатора в фонации сразу заметно снижает носовой оттенок.

Упражнение 12.ааа, эээ на мягком выдохе в грудном регистре. Пациент сидит, опираясь, спиной на стул, слегка опустив подбородок, положив ладонь на грудь для тактильного контроля. Ступни ног параллельно стоят на полу. Начинают произнесение гласных с 2—3 раз, доводят в течение месяца до 5 повторений каждого звука по 4—5 раз в день.

Если произнесение гласных на мягком выдохе затрудняет ребенка, можно предложить ему имитировать стон: а — ах или э — эх.Эмоциональная окраска облегчает выполнение упражнения.

Постановка гласных начинается с а и э, которые к этому времени достаточно отработаны артикуляционными упражнениями. Далее переходят к гласным о, и, у, ы.
По мере овладения фонацией гласных в грудном регистре их включают в вокальные упражнения.

Вокальные упражнения I этапа сводятся к пению гласных, которые вводят в том же порядке с интервалами в 2—3 занятия. Упражнения могут выполняться как с зажатыми, так и с открытыми крыльями носа. В начале занятий поют терцию, что детям, довольно трудно. Но меньший интервал брать не следует, так как пациенты не привыкли петь, не дифференцируют высоту звуков при интервале меньше двух тонов. Переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегменты нёба в высокой позиции. Вокальные упражнения строго дозируются, посколькуудерживаемое в поднятом положении нёбо вследствие снижения тонуса его мышц провисает через несколько секунд. Утомляемость нёбной занавески проверяют визуальным наблюдением. На первых занятиях поют терцию на звуки а и э по 2 раза подряд. Нагрузку постепенно увеличивают, доводя через 2 месяца до 8 раз в занятие по 5 мин. Петь нужно медленно, не прерывать фонации на отдельных нотах. В конце I этапа с детьми старше 7 лет можно переходить к пению трезвучия. Диапазон голоса детей моложе 5 лет его еще не охватывает.
Постановке согласных должно предшествовать обучение слуховой дифференцировке фонем. При этом к различению звучащих игрушек прибегают только с маленькими детьми как к организационному моменту для понимания сути упражнения. После формирования понятия «речевой звук» стараются как можно быстрее переходить к выделению его из ряда других изолированных звуков; вычленению первой и последней фонемы в слове; определению изучаемой фонемы в слове; отличию правильного звучания фонемы от искаженного (в частности, ротового от носового); определению правильности произнесения фонемы в слове.

Если продолжительность занятий и возраст ребенка допускают постановку согласных, то к упражнениям приступают до операции или до начала ортодонтического и ортопедического лечения. Исправляя звукопроизнесение, стремятся передвинуть образование преграды в передний отдел полости рта, ввести в бытовую речь сознательные артикуляции, связать артикуляцию с фонемой, научить вычленять эту фонему в потоке речи. При этом часто довольствуются приближенной артикуляцией— звуками-аналогами, что закономерно для развития детской речи и достаточно для формирования фонетических представлений и навыков звукового анализа. До уранопластики не привлекают внимания ребенка к факту утечки воздуха в нос, а лишь стремятся к ее беззвучности и точности движений языка и губ. При этом допускается произвольный порядок постановки звуков.
Второй этап

К логопедическим занятиям II этапа приступают после изготовления обтуратора или на 15—20-е сутки после уранопластики. В послеоперационный период речь больных резко ухудшается. Мягкое нёбо при фонации практически неподвижно, чувствительность его отсутствует.

Поэтому основной задачей II этапа становятся:
растормаживание сформированной нёбной занавески,
развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором после его наложения.
Эластичность и подвижность мягкого нёба тесно связаны. После пластического закрытия дефекта малоподвижная нёбная занавеска имеет тенденцию к укорочению за счет рубцевания раневой поверхности. Движения нёба растягивают рубцы, предотвращая тем самым его укорочение. Более того, возможно функциональное растяжение нёба до 10 мм с помощью вокальных и артикуляционных упражнений.

Двигательная активность нёба развивается постепенно в течение 6—8 месяцев (Morley, 1958). Поэтому после операции следует возвращаться к упражнениям 1, 2, позволяющим растормозить нёбную занавеску.

Для растяжения свежих рубцов в течение 5—6 месяцев после операции можно применять сухое «проглатывание». Интенсивность сокращения мускулатуры увеличивается с уменьшением содержимого глотка, а продолжительность нахождения нёба в горизонтальном положении возрастает от первого к четвертому глотку. Спустя полгода процесс рубцевания обычно заканчивается и упражнения уже не помогают растянуть нёбную занавеску.

Непроизвольный подъем мягкого нёба при пении наиболее легко, физиологично и эффективно позволяет растормозить нёбную занавеску и растянуть рубцы. К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м занятии, после повторения гласных. Нёбная занавеска тренируется пением гласных в диапазоне терции с детьми и трезвучия со взрослыми. Чтобы определить допустимые нагрузки, первые попытки осуществляют только под контролем логопеда. При расслаблении нёба пение немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2—3 раза подряд 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано. Начинают с гласных а и э, а последующие вводят по мере овладения предыдущими. Затем переходят к пропеванию трезвучия вверх и вниз на одном выдохе. Для развития нёбно-глоточного смыкания и голоса поют достаточно громко, не форсируя голос.

Вокальные упражнения постоянно применяют на II этапе для расширения диапазона и увеличения силы голоса. Для этого их модифицируют: меняют тональность трезвучия, поют то тише, то громче. Подбор упражнений строго дифференцируют для каждого обучающегося, поскольку в пении участвуют все отделы голосового аппарата и важно, чтобы они работали без напряжения и насилия, вредно отражающихся на голосе.

Для восстановления чувствительности нёба и уменьшения плотности послеоперационных рубцов на 15—16-е сутки начинают массаж.

Упражнение 13.
Ограничение открывания рта усиливает носовой оттенок за счет изменения направления звукового потока. Ротовая полость, вместо того чтобы направлять звук в ротовую щель, поглощает его и становится парным с носовой полостью резонатором. Для предупреждения подобных осложнений назначают миогимнастику по А. А. Соколову (1967).

Как уже отмечалось, при наложении функционального глоточного обтуратора нёбно-глоточный контакт обеспечивается в первую очередь мускулатурой глотки. Для ее активизации параллельно с произнесением и пением гласных возобновляют имитацию глоточного рефлекса, позевывание, полоскание горла. Аналогичные упражнения показаны и при значительных укорочениях нёбной занавески.

Наблюдения показывают, что у тех, кто занимался до ортопедического лечения и операции у логопеда, сохраняются выработанные навыки и упражнениями для усиления направленной воздушной струи они обычно овладевают без затруднений. В других случаях с этой целью используют «поплевывание», дутье на вату и т. п. Не рекомендуется применять свистки, дудочки и надувание шаров, потому что они требуют значительно большего напряжения, чем это необходимо для речи.

Подросткам и взрослым полезно дуть в губную гармошку. При выполнении этого упражнения удлиняется направленный выдох, укрепляются губы. Одновременно воздушный поток массирует гортань. В соответствии с изменением силы звука возможен контроль воздушной струи. Однако во избежание излишнего напряжения мышц глотки внимания пациента к этому не привлекают, допускается даже беззвучное дутье.

Упражнение 14.
С пациентами, начавшими впервые заниматься после операции, приходится параллельно работать над постановкой дыхания и перемещением языка в передний отдел полости рта, так как спонтанно это после уранопластики не происходит.
Третий этап

После разработки доступного нёбно-глоточного смыкания, овладения направленной воздушной струей,
произнесением гласных без носового оттенка и постановки костно-абдоминального дыхания приступают к
упражнениям III этапа. Его цель — введение новых навыков в речь. Параллельно проводится работа по исправлению звукопроизношения, уменьшению носового оттенка и постановке речевого голоса.

Артикуляционные упражнения для усиления нёбно-глоточного смыкания теряют на III этапе свое первостепенное значение. При подвижной нёбной занавеске от них вообще можно отказаться.

Приемы коррекции звукопроизношения описаны во многих работах. Однако при дефектах нёба и губы их не всегда можно применить из-за органических изменений, снижений кинестезии и слуховых дифференцировок. Особенность всех корригирующих приемов в данном случае заключается в том, что они должны быть достаточно ощутимы, но не должны вызывать напряжения, которое усиливает утечку воздуха в нос и удлиняет и без того увеличенное время смычки.

Выраженные органические дефекты препятствуют достижению идеальной артикуляции. Поэтому при стремлении к акустической полноценности фонем 
Постановка двугубного пвозможна разными способами. Так, при наличии направленной воздушной струи больной похлопывает губами во время дутья. При этом слышится шепотное па-па-па. Увлажнение губ создает незначительное залипание и облегчает смыкание. Как исходный прием можно использовать «поплевывание» губами. При длинном и подвижном нёбе или функциональном глоточном обтураторе надувают щеки и хлопают по ним ладонями, чтобы воздух изо рта резко прорвался сквозь сомкнутые губы. Затем повторяют это движение при постепенном уменьшении объема воздуха во рту, т. е. фактически переходят к «поплевыванию» губами. Надуть щеки при нёбно-глоточной недостаточности невозможно. В этом случае зажимают пальцами крылья носа, чтобы уменьшить утечку воздуха, и учатся легкому «поплевыванию», после чего делают то же с открытыми крыльями носа. Необходимо отметить, что звук п, вызванный похлопыванием губами, легче ввести в прямые слоги, а от «поплевывания» и надувания щек — в обратные.
Межзубный ттакже легко получить от «поплевывания». Для этого следует улыбнуться, чтобы обнажились зубы, и сплюнуть, слегка высунув кончик языка. Звук г может быть вызван и от п: сначала повторяют слоги па-па-па, выложив широкий язык на нижнюю губу, затем воспроизводят эти же слоги улыбаясь, чтобы отключить губы от артикуляции. Возможно изолированное вызывание звука таким способом, но послоговое произнесение облегчает введение нового звука в слова. От межзубной фонемы стакже можно перейти к т при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык. Целесообразно ненадолго затормозить межзубную артикуляцию т, чтобы закрепить более сильные ощущения и грубые движения при зрительном контроле. Переход к призубной артикуляции нетруден. Для этого достаточно произнести звук, сомкнув зубы.

Звук кисправляют традиционно, сдвигая переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем и произнося слоги та-та-та. Этот прием непригоден при узком, высоком готическом твердом нёбе или при значительном укорочении мягкого нёба, когда спинка языка не имеет опоры для смычки. В таких случаях оставляют глоточное произнесение фонемы, поскольку акустически она достаточно близка к нормальной. Однако предварительно опробуют произнесение звука к при контакте языка с нёбом в различных точках свода.

Из фрикативных согласных легче всего проходит постановка звука ф. Для этого пациент приближает нижнюю губу к верхним зубам и дует на нее.

Звук сисправляют чаще всего традиционным способом—учат дуть: на вату, с просунутым между губами языком, на язык между зубами, на придвинутый к нижним резцам язык. Особенность коррекции фонемы с при нёбно-глоточной недостаточности состоит в невозможности применения упражнений с утрированным дутьем. Если два первых подготовительных приема не вызывают заметных трудностей, то, как только приступают к упражнениям с приоткрытыми губами, почти все пациенты переходят на глоточный выдох. Чтобы предупредить это явление и заранее подготовить образование желобка на языке, рекомендуют дуть через соломинку. Пластмассовую соломинку кладут на середину высунутого языка^ задвинув между резцами на 2—2,5 см за зубы. Больной учится дуть на руку или на пух через соломинку, придерживая ее сначала губами, а потом только зубами и языком. Постепенно соломинку выдвигают изо рта, и больной самостоятельно воспроизводит межзубное с.

Аффриката цлегко получается обычным способом от слияния фонем т и сСледует только напомнить об артикуляции звука ту нижних резцов. Перевод свистящих на призубную артикуляцию возможен при полном отсутствии фарингеального призвука.

При постановке звука шмного времени уходит на обучение приподниманию языка в форме «ковшика». Больным также трудно направлять вверх струю воздуха, продвигая одновременно язык в форме «ковшика» в полость рта. Вместо направленной воздушной струи пациенты часто переходят на выдох носом. Поэтому при доступной верхней артикуляции вначале дуют на нижние зубы или посвистывают сквозь зубы. Подготовка к этому начинается задолго до упражнения в поднимании языка. При наличии проторного звука р возможна постановка ш от его шепотного произнесения при сближенных зубах и округленных губах. Если больному легко удается нижняя артикуляция ш, ее закрепляют и вводят в речь.
Для исправления фонемы щокругляют губы, произнося согласный с, или стимулируют мягкую пару звука ш (по контрасту).

Аффрикату чставят от т или от слияния т и щ. 

Фонему хстимулируют от выдоха или удлиненного произнесения к. Jполучают слиянием и с гласными в словах. Например: иакорь вместо якорь и т. п. Постановка сонора л от ы или а обычно затруднений не вызывает. Нужно только, чтобы больные умели удерживать высунутый суженный «колышком» язык.

Полноценный вибрант р довольно редко удается поставить при недостаточности вело-фарингеального смыкания, поскольку воздушная струя не имеет надлежащей силы, чтобы вызвать вибрацию кончика языка. В таких случаях вибрацию можно получить, только зажимая крылья носа. Иногда некоординированные движения мягкого нёба не позволяют воспроизводить вибрант в потоке речи, хотя возможно его утрированное произнесение в изолированных словах. В таких случаях одноударный или проторный звук вводят в речь. Разумеется, при соответствующих условиях не следует отказываться от получения вибранта. Коррекция проводится традиционными способами, но часто исходными фонемами бывают ж и 3.
Смычно-проходные м и нтакже могут нарушаться при ринолалии. Чтобы вызвать их, больным предлагают сомкнуть губы и длительно фонировать ааа, добиваясь ощущения вибрации в носу. Получив таким образом м, его воспроизводят, зажав язык между зубами. При этом четко слышится межзубный н.

При ринолалии часто наблюдается расстройство озвончения. Пациенты либо не могут включить фонацию в нужный момент, либо подают одновременно гортанный призвук, что объясняется дискоординацией в функциях ротовой полости и гортани, а также общим напряжением. Поэтому не следует применять тактильный контроль гортани при вызывании звонких фонем.

Имеются два приема озвончения согласных. 

Первыйпригоден для обучения лиц с нормальным голосом. Пациент длительно произносит или поет на основном тоне гласный звук. Затем, не прерывая фонации, спокойно, без напряжения, но достаточно быстро воспроизводит нужную артикуляцию. Словесная инструкция логопеда может, быть примерно такой: «Произнесите протяжно звук а. Снова тяните а, но в середине легонько хлопните губами» или: «Пойте ааа, но при пении дотроньтесь нижней губой до верхних зубов». Таким образом пациент воспроизводит фонемы б и в в интервокальной позиции. Логопед одновременно беззвучно выполняет требуемое действие, чтобы больной мог артикулировать синхронно и не затормаживаться на смычках. Не рекомендуется заранее называть фонему, даже ее глухую пару. Иначе больные воспроизводят дефектный звонкий или прерывают фонацию на глухом.

начинают с гласного а, так как открытый рот позволяет больному наблюдать себя, а расслабленные губы не мешают артикуляции. Произнося д, касаются зубами высунутого языка. Работая над ж, останавливаются на двух моментах: 1) пациент тянет ааа и одновременно поднимает язык «ковшиком»; 2) пациент тянет ааа, одновременно поднимая язык «ковшиком» и округляя губы. Разумеется, вызывание ж от р проще и стоит по возможности прибегать к нему. Звук г можно вызвать, как и к, но во время фонации. Свистящий з целесообразно стимулировать от гласного э. Губы при артикуляции последнего чуть раздвинуты в стороны, а опасность включения носового резонанса невелика. Больного просят одновременно слегка высунуть язык, сблизить зубы и подуть. Зазубная артикуляция менее ощутима.

Второй приемм, 
затем одновременно воспроизводят артикуляцию. Подобным образом стимулируют сочетания ммзз, ммжж, ммвв. Этот способ пригоден для вызывания только фрикативных звуков. При его использовании работу над звонкими смычными приходится отодвигать на конец обучения.

В случае выраженной назализации второго согласного сочетают оба приема. Тогда «мычанием в маску» вызывают правильное, чистое голосоначало и переходят к гласному, поднимающему нёбную занавеску. Например: ммаажжаа, ммээжжээ. Возможно также применение л как исходного сонора.

Артикуляция мягких согласных отличается от твердых большим подъемом средней части спинки языка к твердому нёбу. Чтобы вызвать мягкие губные и губно-зубные п', б', ф', в', достаточно упереть кончик языка в нижние зубы и растянуть губы в улыбке. Язык при этом спонтанно изгибается. В таком положении произносят слоги. Например: па, по, пу, пы, но слышится соответственнопя, пё, пю, пи. Образование мягких соноров и свистящих обычно не вызывает затруднений, они появляются по подражанию или даже спонтанно. При необходимости достаточно указать на изгибание языка. Постановка среднеязычных к', г', х' проводится с механической помощью аналогично твердым звукам, но язык отодвигается в середину полости рта, а не в глубину. Беззвучными или резко носовыми эти фонемы становятся при свищах на границе твердого и мягкого нёба. В таких случаях коррекцию среднеязычных согласных приходится осуществлять после пластического закрытия дефекта или применения обтуратора.

Большие затруднения у больных вызывает введение в слова мягких фонем г' и д'. Их нетрудно вызвать, прижав шпателем кончик языка книзу во время произнесения нижних та или да. При невозможности самостоятельного произнесения слогов без механической помощи следует применять сочетания со звуками с, з, типа тся, дзя. Мягкие свистящие вынуждают опускать кончик языка и поднимать его спинку. Постепенно фрикативные оглушают до беззвучного произнесения и переходят к проговариванию прямых слогов.

Закрепляя произнесение мягких фонем, необходимо дифференцировать их слуховое восприятие с твердыми.

Введение новых фонем в речь начинают со слоговых упражнений, где согласный стоит в интервокальной позиции — между двумя гласными. В работе над согласными наиболее трудно введение звука в прямой открытый слог, т. е. соединение его с последующим гласным. Это объясняется более высоким поднятием нёбной занавески по сравнению с произнесением обратного слога, большей слитностью фонем, компенсацией приглушенного звучания усиленным выдохом или утрированной артикуляцией. Кроме того, в момент перехода от согласного к гласному больные дополнительно воспроизводят патологическую артикуляцию. Преодолеть это помогают повторения в грудном регистре звукосочетаний с согласным в интервокальной позиции (упражнение 15).

Упражнение 15.л, л' 
и фрикативными в, в', ф, ф'. При выполнении упражнения больной глубоко сидит на стуле, положив руку на грудь, слегка опустив подбородок. Ноги согнуты, ступни прижаты к полу. В таком положении пациент повторяет звукосочетания на мягком выдохе, отраженно за логопедом, а затем самостоятельно. При правильном резонансе ладонь ощущает мелкую вибрацию грудной клетки.

Упражнение 16.
Благодаря беззвучному проговариванию первого гласного повторение открытых слогов завершает введение согласного в слоги. С целью упрощения этого процесса желательно вызывать звук не изолированно, а в сочетании с гласными.

Для более быстрого введения вызванных фонем в речь с больными проговаривают короткие фразы. Так как одновременно приходится закреплять ротовой резонанс и переднеязычные артикуляции, то фонему вводят в материал, включающий только правильно произносимые звуки. Такие упражнения облегчают слуховой и кинестетический контроль, обеспечивают повторение и фиксацию только правильных двигательно-звуковых моделей, что создает прочные слухоречедвигательные связи.
У детей в возрасте до 12 лет редко обнаруживается выраженное нарушение голоса.

Тем не менее всем больным с дефектами нёба показано проведение курса фонопедических упражнений, которые позволяют свободнее владеть голосом, увеличить его силу, расширить диапазон, улучшить тембр. Благодаря фонопедии увеличивается интенсивность основного тона голоса, что уменьшает назальный оттенок речи, функционально тренируется голосовой аппарат и приобретаются навыки правильного голосоведения при минимальной нагрузке голосового аппарата (А. Т. Рябченко, 1964). Фактически первое подготовительное фонопедическое упражнение вводится еще на II этапе, когда больные дуют в губную гармошку. Этим приемом удлиняется выдох и массируется гортань выдыхаемой и вдыхаемой воздушной струей. Далее на фоне поставленного костно-абдоминального дыхания и дифференцирования носовых и ротовых звуков приступают к изолированному произнесению фонемы м. Звук м применяется как исходный в фонопедической практике, поскольку он имеет наилучшую физиологическую основу для выработки правильной фонации.

Упражнение 17.м 
«в маску» 3—4 раза подряд. При этом больной должен ощутить вибрацию костей носа. Упражнение повторяют 8—10 раз в день в течение недели.

После этого переходят к протяжному произнесению ммм на наиболее удобном и естественном для больного тоне голоса, потом приступают к слитному произнесению слогов со звуком м.

Упражнение 18.ммма, мммо, ммму, мммэ, мммы 6—8 раз в день непосредственно после упражнения 17.

Поскольку длительная задержка на носовых звуках при ринофонии нежелательна, постепенно переключаются на аналогичные упражнения со звуком лна самом удобном, легком и естественном для пациента тоне фонации. Фонема л, также являющаяся сонором, из всех ротовых согласных наиболее сходна по механизму фонации с м. Впоследствии переходят к аналогичному произнесению парных слогов со всеми звонкими согласными.

Овладев произнесением слогов на основном тоне разговорного голоса, больные обычно без труда включают их во все речевые упражнения и могут переходить к вокальным упражнениям для расширения диапазона и увеличения силы голоса. Цель вокальных упражнений III этапа — автоматизация подвижности нёбной занавески.

С больными поют отдельные музыкальные фразы, затем короткие песни. Музыкальные фразы должны: 1) быть простыми, короткими и легко запоминающимися; 2) обладать легким ритмическим рисунком; 3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия; 4) выполняться только в речевом диапазоне; 5) иметь мелодию, построенную на терциях.

Переходить к данному виду вокальных упражнений следует после овладения длинным выдохом. Чтобы выучить мелодию и фразировку, научиться брать дыхание в нужные моменты, поют на мелодию песни только гласные звуки. Позже переходят к пению со словами. При несоблюдении указанного порядка работы появляются характерные ошибки. При обращении основного внимания на мелодию больные нечетко произносят слова, произвольно дышат через рот, иногда разбивая слово на слоги, выдыхают через нос, переходят на ключичное дыхание, т. е. возвращаются к патологическим навыкам, свойственным их спонтанной речи. Это показывает, что переход к новому виду вокальных упражнений труден для больного. Только после усвоения фразировки и мелодии он может сосредоточиться на правильном произнесении слов. Желательно, чтобы слова песни состояли из уже автоматизированных звуков, что позволяет отключить внимание от послогового утрированного произ-.несения и соблюдать необходимый темп. Начинают петь замедленно, но вскоре приближаются к темпу разговорной речи, поют плавно, переключаясь от тона к тону.

Так как на III этапе проводится еще и коррекция звукопроизнесения, то пением в течение одного занятия занимаются не более 12—15 мин, обязательно с перерывами. Пение перемежают с артикуляционными и речевыми упражнениями.

  1   2

перейти в каталог файлов


связь с админом