Главная страница
qrcode

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА КАК ЖАНР. Сказка как жанр


Скачать 236,5 Kb.
НазваниеСказка как жанр
АнкорВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА КАК ЖАНР.doc
Дата11.12.2017
Размер236,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА КАК ЖАНР.doc
ТипСказка
#16444
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА КАК ЖАНР



Волшебные сказки представляют наиболее определенную в жанровом отношении группу сюжетов устной народной прозы. Многие из них построены по единой композиционной схеме, имеют ограниченный набор персонажей со строго определенными функциями1. Но среди сюжетов волшебных сказок немало и таких, которые не укладываются в заданную схему и даже не имеют традиционного для сказки счастливого конца (“антисказки”)2. Основная особенность мира волшебных сказок – его членение на “наш” и “не наш” (“тридевятое царство” русских сказок). Герой отправляется в иной мир за невестой или чудесными предметами. Он вступает в контакт с дарителем, получает чудесный предмет или приобретает чудесного помощника, выполняет трудные задачи и благополучно возвращается в свой мир. Действие сказки протекает в неопределенно-прошлом времени. С одной стороны, указывается на его давность и полную неопределенность (“давным-давно”), с другой же – на вечность этого бесконечно длящегося действия (“стали жить-поживать и добра наживать, и теперь живут и нас переживут” в русских сказках).

Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному (и за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем или иным чудесным противником, чудесное бегство с превращениями и бросанием магических предметов). В экспозиции он может быть представлен как эпический герой чудесного или благородного происхождения, необычной физической силы или как герой низкий, “дурак”. Но желанной цели добиваются равно и царевич, и дурак. Свойственный волшебным сказкам счастливый финал выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек достоин счастья и может его добиться.

Проблему классификации жанровых разновидностей русской народной волшебной сказки нельзя считать окончательно решенной. Причина этого заключается, очевидно, прежде всего в богатстве и разнообразии материала, который необходимо систематизировать. Многоликость и пестрота сказочных образов, вариативность сюжетных ходов и композиционных решений волшебной сказки требует создания сложной, многосоставной типологии.

Наиболее простое и понятное решение проблемы – классификация волшебных сказок по тематическому принципу, в результате которой выделяются сказки героические, чудесные и авантюрные.

  • Предметом героических сказок является тема защиты богатырем “своего” мира, живущих в нем людей от врагов, выраженная в мотиве борьбы героя со страшным чудовищем, “змеем” (мотиве змееборства).

  • Чудесные сказки повествуют о чуде и связанных с ним необычных (“чудесных”) существах – чудесных женихах и женах, обладающих сверхъестественными способностями и живущих на границе двух миров – человеческого и природного, чудесных детях и разного рода волшебных предметах (диковинках).

  • Авантюрные сказки лежат на границе между сказками волшебными и социально-бытовыми, сочетая в себе их основные черты: хотя они и не повествуют ни о чуде, ни о диковинках, сюжет их так же занимателен и увлекателен, как сюжет чудесных сказок; хотя их события кажутся невероятными, нереальными, они всегда мотивированы в бытовом и социальном плане, как в сказках социально-бытовых.

Тематическая классификация волшебных сказок, при всей ее простоте и прозрачности, не покрывает всего многообразия систематизируемого материала. Дополнить ее может сюжетная классификация волшебных сказок, разрабатываемая фольклористами параллельно с тематической.

Так, В.Я. Пропп выделил сказки шести сюжетных типов3:

  • сказки о змееборстве (борьбе героя с чудесным противником);

  • сказки о поиске и освобождении от плена или колдовства невесты или жениха;

  • сказки о чудесном помощнике;

  • сказки о чудесном предмете;

  • сказки о чудесной силе или умении;

  • прочие чудесные сказки (сказки, которые не укладываются в рамки первых пяти групп).

Работа в данном направлении была продолжена Т.В. Зуевой и К.Е. Кореповой, которые приведенную выше классификацию дополнили следующими сюжетно-жанровыми разновидностями:

  • сказки о чудесной задаче;

  • сказки о чудесных женихах и невестах;

  • сказки о чудесных детях4;

  • сказки о брачных испытаниях;

  • сказки о детях, ведьмах и людоедах;

  • сказки о невинно гонимых;

  • героические сказки5.

Тематическая классификация, которая может быть названа также межсюжетной, открывает некий универсальный путь целостного анализа волшебной сказки, учитывающий системно-образные, сюжетно-композиционные и языковые особенности данного жанра.

Сюжетная классификация, основывающаяся на специфических чертах жанровых разновидностей волшебных сказок, предполагает более детальное, посюжетное исследование текста и более глубокое постижение его идеи.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ
НАД СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ




  • Допишите имена сказочных героев:

 Иван-… (царевич);

 Иванушка-... (дурачок);

 Дед... (Мороз);

 Баба... (Яга);

 Василиса … (Премудрая);

 Марья … (Моревна);

 Царевна … (Лягушка);

 Крошечка-… (Хаврошечка).

    Что вы о них можете сказать?

  •     Какие функции выполняют в волшебной сказке мужские образы, а какие – женские? Кто из них чаще всего является “героем-искателем”, а кто – “героем-жертвой”? Опишите понравившиеся вам образы сказочных героев и героинь.

  •     Приведите примеры “добрых” и “злых” сказочных героев. Из-за чего возникает конфликт между ними? Каков характер этого конфликта?

  •     Как представлены в русской народной волшебной сказке злые силы? Назовите персонажей, которые являются носителями злого начала. Какие функции они выполняют?

  •     Почему злого героя называют вредителем? Какое содержание вкладывает сказка в понятие “вред”, “вредитель”, “зло”? Все ли сказочные вредители одинаковы по характеру, поведению и функции?

  • Что делают в сказках волшебные помощники? Приведите примеры из разных сказок, перескажите один из эпизодов и нарисуйте иллюстрацию.

  • Какую роль в волшебных сказках выполняют дарители? Каких героев они поощряют, а каких наказывают? Вспомните соответствующие эпизоды сказок.

  • Какие предметы в сказках могут быть волшебными? Какая волшебная сила в них заложена? Какие трудные задачи решает герой с помощью волшебных предметов?

  • Опишите внешний вид, характер и особенности поведения “настоящего” и “ложного” героев. Сравните их и выделите главное отличие. Почему одного героя называют настоящим, а другого – ложным?

ЗАДАНИЯ ПО СЮЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК




  • Зависит ли сюжет сказки от того, кто является ее главным героем – мужской или женский персонаж?

  • В какой мере сюжет определяется типом главного героя – искателя или жертвы?

  • Зависит ли сюжет сказки от характера конфликта между героями?

  • Каким “сюжетным вехам” соответствует появление в сказке отправителя? вредителя? дарителя? чудесного помощника? волшебных предметов? “ложного героя”?

  • Всегда ли в сказке нужен отправитель? Как изменяются система образов и сюжет сказки при отсутствии героя этого типа?

  • Зависит ли сюжет от того, сколько в сказке вредителей? дарителей? чудесных помощников? волшебных предметов? “ложных героев”?

  • Проведите литературоведческий эксперимент, увеличивая или сокращая число героев названных выше типов, и уясните связь между количеством эпизодов и количеством героев того или иного типа.

ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ “КАРТ ПРОППА”



  •     Выберите из “карт Проппа” мотивы, которые встречаются в прочитанной (изучаемой) сказке. Сложите их в том порядке, в котором они идут в сказке, и перескажите сюжет.

  •     Соотнесите подготовленный в предыдущем задании сюжетный ряд карточек с “сюжетными вехами” сказки и выделите карточки, соответствующие экспозиции (если есть), завязке, эпизодам, рассказывающим о развитии действия, кульминации и развязке.

  •     Разделите “карты Проппа” на четыре группы:

 карточки, события которых могут оказаться завязкой действия;

 карточки, отображающие развитие действия (перипетии героев);

 карточки, соответствующие кульминации сказочного сюжета;

 карточки, события которых могут выступать развязкой действия.

  •     Выбирая из каждой подготовленной в предыдущем задании группы по одной карточке, сложите несколько “схем” сказочных сюжетов (по четыре карточки в каждой в соответствии с “сюжетными вехами”) и сочините свои сказки.

  •     Перетасуйте колоду “карт Проппа” и, вытаскивая из нее по 3–4 карточки, “складывайте” из них разные схемы сказочных сюжетов. Используйте их при сочинении сказок.

  •     Разделите “карты Проппа” на семь групп в соответствии с типологией героев волшебной сказки:

 события, в которых участвует настоящий герой;

 события, связанные с действиями вредителя;

 события, отражающие судьбу похищенного героя (искомого предмета);

 события, в которых принимает участие отправитель;

 события, связанные с действиями дарителя;

 события, отражающие действия чудесного помощника;

 события, в которых принимает участие “ложный герой”.

  • Расскажите о каждом из героев, используя соответствующую группу отобранных карточек. Как в его действиях и поступках проявляется его характер? его система ценностей?

  • Перескажите сказку от лица одного из героев, используя соответствующую группу отобранных карточек. Можно ли в прямой речи героя выразить его характер? его систему ценностей? дать оценку его собственным действиям и поступкам? дать оценку действиям и поступкам других героев?

  • Перетасуйте колоду “карт Проппа” и выложите их на стол в произвольном порядке. Сочините в соответствии с этой сюжетной канвой сказочную историю. При этом помните, что сказочник, как правило, знает не только настоящее, но и прошлое и будущее и может переставлять события сказки в согласии со своим художественным замыслом.

  • Раздайте “карты Проппа” своим друзьям (учащимся своего класса) и попытайтесь сочинить коллективную сказку “по цепочке”.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ
НАД КОМПОЗИЦИЕЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ




  • В процессе чтения сборника русских народных волшебных сказок составьте “Картотеку сказочных зачинов и концовок”. Какие из них можно считать традиционными, а какие – нет? Почему вы так думаете?

  • Чем вызвана повторяемостьзачинов и концовок из сказки в сказку?

  • Можно ли по традиционным зачинам и концовкам вспомнить название сказки? ее героев? ее сюжет?

  • В какой мере нетрадиционные зачины и концовки помогают вспомнить название сказки? ее героев? ее сюжет? С чем связана их необычность и как она выражена?

  • Какую роль играют в сказке обрамляющие формулы – содержательную или формальную?

  • Всегда ли волшебная сказка прибегает к приему троекратного повтора? Приведите примеры использования этого приема и отступления от этого правила. Чем вызваны отступления?

  • Какие функции выполняет прием троекратного повтора?

  • В каких случаях троичность способствует замедлению действия, а в каких – усилению его динамики? Приведите соответствующие сказочные сюжеты.

  • Каким сюжетным вехам соответствует прием троекратного повторения?

ЗАДАНИЯ ПО ХРОНОТОПУ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ



  • В чем особенность сказочного пространства? Какова его структура?

  • Всегда ли волшебные сказки используют модель “двоемирия”? Какие варианты “двоемирия” встречаются в волшебной сказке?

  • Что такое “иное” царство? Почему там “степи широкие, луга бархатные, реки медовые, берега кисельные, горы в облака упираются”? Чем оно отличается от “своего” царства?

  • Страшен ли “тот свет” в сказках? С чем его можно сравнить – с адом или раем?

  • Какими вариантами “иное” царство представлено в сказках? В чем их внутреннее сходство?

  • Прочитайте отрывки из сказок: “Идет он дорогою, идет он широкою, идет полями чистыми, степями раздольными и приходит в дремучий темный лес. Пусто кругом, не видать души человеческой, стоит только небольшая избушка одна-одинешенька, к лесу передом, к Ивану задом”; “За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет Баба-Яга”. Что является границей между “пространственными мирами” сказки? Где граница, как правило, пролегает?

  • Как осуществляется связь между “пространственными мирами” сказки?

  • Прочитайте отрывок из сказки: “Наконец пришел на край света; стоит избушка, а дальше никакого ходу нет – одна тьма кромешная, ничего не видать!”. Где находится “вход” в “иное” царство?

  • Все ли герои могут переходить из одного “мира” в другой?

  • Каким образом герои преодолевают границу? Сравните варианты перехода в “иной” мир: “А идти ему было далече, и шел Иван еще целый год и полгода. Прошел он всю землю, дошел до моря, дальше идти некуда”; “А бедного солдата занесло вихрем далеко-далеко, за тридевять земель, в тридесятое царство, и бросило на косе промеж двух морей”.

  • Герои, которые пытаются попасть в избушку на курьих ножках, как правило, обращаются к ней со словами: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя войти, так и выйти”; или: “Мне не век вековать, а одну ночь ночевать”; или: “Мне в тебя лезть, хлеба есть”. Почему вход в избушку обращен к лесу, в сторону “иного” царства? Почему герой не может обойти избушку?

  • Как герой возвращается домой из “иного” царства? Та ли это дорога, по которой он шел в “иной” мир?

  • В процессе чтения сборника русских народных волшебных сказок составьте “Картотеку пространственных формул волшебной сказки”. Используя этот материал, сочините сказку о герое-искателе.

  • Нарисуйте “карту путешествий” сказочных героев (Марьюшки из сказки “Финист – ясный сокол”, Ивана-Гороха из “Сказки о Василисе-красе, золотой косе, непокрытой красе и об Иване-Горохе” и др.). Укажите основные этапы их пути (“свой” мир, граница, “иной” мир).

  • В чем особенность сказочного времени? Можно ли понять из сказки, когда происходят ее события?

  • Что означают временные формулы “долго ли, коротко ли”, “много ли, мало ли”, “ехал-ехал”, “прошло лет с десяток и больше”, “много воды утекло”, “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается” и т. д.?

  • С одинаковой ли скоростью протекает время в волшебной сказке? Проанализируйте следующие отрывки: “Иван-царевич, раздели нам эту лошадь палую; лежит она здесь тридцать три года, а мы все спорим, а как поделить – не придумаем”; “Как же Белый Полянин воюет с Бабой-Ягою – золотой ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает?”; “И рос этот подкидышек не по дням, а по часам; скоро пришел в смысл, стал разумен”. С чем связаны “замедления” и “ускорения” сказочного времени?

  • В сказке “Иван-царевич и Белый Полянин” Иван-царевич спит беспробудно три, шесть, девять дней, а Белый Полянин – двенадцать; невеста ждет Белого Полянина тридцать лет и не стареет. С чем связаны “остановки” в течении сказочного времени?

  • Проанализируйте ход времени в следующих отрывках: “Дал старухе умыться змеиной водицей: обернулась она молодицей, запела-заплясала”; “Иван добыл живой-мертвой водицы, спрыснул мертвых братьев; поднялись молодцы, протирая глаза, сами думают: “Долго спали мы! Бог весть, что сделалось!””. Часто ли в сказках время течет вспять?

  • В процессе чтения сборника русских народных волшебных сказок составьте “Картотеку временных формул волшебной сказки”. Используя этот материал, сочините сказку о путешествиях героя-искателя.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом