Главная страница
qrcode

Покой Седьмого Дня. Субботы, из которых были почерпнуты многие мысли, а также Шутову Петру Ивановичу, побудившему к написанию этой статьи своей заинтересованностью в освещении вопроса о значении субботы. Виктор Тикунов


Скачать 33,68 Kb.
НазваниеСубботы, из которых были почерпнуты многие мысли, а также Шутову Петру Ивановичу, побудившему к написанию этой статьи своей заинтересованностью в освещении вопроса о значении субботы. Виктор Тикунов
Дата26.07.2019
Размер33,68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПокой Седьмого Дня.docx
ТипДокументы
#245256
Каталог

С этим файлом связано 581 файл(ов). Среди них: zanyatie_poigraem_v_indeytsev.doc, Злость .pdf, Десяточку.docx, методика восстановления ндс.rtf, Сложный контрапункт и анализ фуги.pdf, Картотека экспериментов.docx, Врожд внепеченочные портосистемные шунты.pdf, курсовые 2016г 3 курс.docx, Стоянова Г.Н.Категория «возраст» и похоронная обрядность (на мат, Pereselenie_bolgar.pdf и ещё 571 файл(а).
Показать все связанные файлы
ПОКОЙ СЕДЬМОГО ДНЯ

В.В. Тикунов
Выражаю глубокую благодарность Василию Алексеевичу Тикунову, моему отцу, за беседы на тему субботы, из которых были почерпнуты многие мысли, а также Шутову Петру Ивановичу, побудившему к написанию этой статьи своей заинтересованностью в освещении вопроса о значении субботы. Виктор Тикунов.
Наблюдая и задумываясь о развитии христианской мысли с болью нахожу, что протестантство пошло по пути утрирования многих важных духовных положений и понятий, в том числе понимания субботы. Вслед за ними поспешили отречься от субботы и современные молокане.


А заблуждение относительно упразднения субботы настолько глубоко опутало мировоззрение людей, что когда один брат, баптист, поддерживающий дружбу и общение с нашей церковью, рассказал в кругу протестантских миссионеров о том, что молокане признают воскресенье не первым, а седьмым днем недели, то один из них заметил ему, что, мол, не может весь мир ошибаться в этом вопросе столько лет, а они быть правыми. Наш друг нашелся ответить миссионеру, что бывает и такое, и примером тому - большая часть христианского мира, которая столько столетий верит в чудотворные иконы, крестное знаменье и во многое другое, что другая часть христиан давно считает ложью и заблуждением.

В среде христиан приверженцами субботы остались также - Адвентисты седьмого дня, которые сохранили почитание субботы, но она у них все та же, ветхозаветная, с которой так и не снято покрывало закона.

Ну а что же Духовные Христиане? «Ведь и они святят не субботний день, а воскресный», - скажете вы... и ошибетесь. О понимании субботы Духовными Христианами и пойдет речь в этой статье.

Но прежде хочу заметить, что этот вопрос требует детальной проработки, основанной не только на Библейском учении, но и на исторических документах, связанных с реформой календарей и установлением христианских праздников, на что эта статья никак не претендует.

Молоканство в своем понимании субботы, исходило прежде всего от духовного библейского учения и в помещаемой ниже статье, я прежде всего отталкивался от евангельских повествований и книг Ветхого Завета. Встречавшиеся подтверждения нашему пониманию из других источников, я присоединял для утверждения главной мысли, что Воскресение Иисуса Христа должно было и пришлось на день Господний, день седьмой - Субботу.

В.В. Тикунов

ПОКОЙ СЕДЬМОГО ДНЯ

В.В. Тикунов
Выражаю глубокую благодарность Василию Алексеевичу Тикунову, моему отцу, за беседы на тему субботы, из которых были почерпнуты многие мысли, а также Шутову Петру Ивановичу, побудившему к написанию этой статьи своей заинтересованностью в освещении вопроса о значении субботы. Виктор Тикунов.

И БЛАГОСЛОВИЛ БОГ СЕДЬМЫЙ ДЕНЬ...

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих...

И благословил Бог седьмый день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих...»

Быт.2, 2-3.

Как в мирской поговорке, говорящей, что все дороги ведут в Рим, (кстати, имевшей для этого реальное основание), так и в духовной области все духовные понятия берут свое начало в первой книге Библии - которая в русском синодальном переводе названа «Бытием», а в еврейском называется «В начале». Поражает глубина охвата смысловых акцентов первых глав этой книги, заключившей в себе шестидневное творение мира.

В первой главе этой книги мы встречаем и день первый - начало творения, день шестой - завершение творения и день седьмой - покой Господа Бога «от всех дел Своих, которые делал». Здесь мы находим и определение дней Господних, которые начинались с вечера, что нашло отражение и в последующих соблюдениях праздников еврейского народа.

«И был вечер, и было утро», такими словами завершается каждый день творения: день один (первый), день второй, день третий, и так до дня седьмого. Но седьмой день не завершается словами «и был вечер, и было утро…» - как бы показывая, что ни вечер, ни утро этого дня еще не наступили. Мы еще вернемся к этому моменту, а сейчас обратим внимание на другое, очень важное действие Божие: - благословение. За период творения Господь Бог трижды изрекает Свое благословение.

Первое благословение Бог произнес в пятый день, когда было завершено творение мира в его грубой материальной форме, когда уже были сотворены светила, небо, земля, воды и на земле появился растительный мир. В пятый день творение перешло на качественно новый уровень - вода (а вместе с нею и вся грубая материя мира) произвела душу живую. «И благословил их (т.е. «рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся… и всякую птицу пернатую») Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле».

Сотворенный материальный мир хотя и был определен Богом как хороший (Быт.1:10,12,18,21), тем не менее не получил Божьего благословения, потому что в нем еще не было жизни. И только при появлении жизни, «души живой», Бог благословляет ее, еще в той, неразумной и лишенной духа форме.

Второе благословение Бог произнес в шестой день и оно касалось уже человека, сотворенного по образу Божию. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Второе Божье благословение превосходит благословение первое тем, что давало человеку власть над всеми живыми существами прежде сотворенными, тем самым определяя его высокое значение и предназначение в этом мире.

Шестым днем завершается творение Божие «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:1,2).

И тогда Бог венчает завершение творения третьим, самым высоким благословением: «И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Превосходство этого благословения в том, что оно включило в себя освящение, которого в прежних благословениях не было. Посредством освящения день этот стал святым, принадлежащим Богу - днем Господним. И если прежние благословения касались души живой и человека, то это последнее благословение имеет отношение уже к Самому Богу, к Его состоянию покоя, не в смысле отдыха от трудов, ибо Господь Бог «не утомляется и не изнемогает» (Ис.40:28), а в смысле довольства и умиротворения от совершенного, доставившего Ему неизреченную божественную благость, которую нам, человекам, трудно и изречь.

И еще одно важное замечание: что благословения Божии никто не вправе отринуть или отменить, даже и Сам Бог не отменяет Свои благословения. Благословение может быть перечеркнуто только проклятием. Но это только в принципе, подтверждения же этому я в Писании не нашел, а нашел обратное: что Адама, согрешившего, Бог не проклинает как проклял змея, потому что Адам получил второе в творении благословение, но проклинает за Адама землю, потому что земля и змей, который относится к гадам, были сотворены в третий и шестой дни и никаких благословений Господних не получали.

Также и Ной с сыновьями, спасшимися от потопа, получили благословение от Бога (Быт.9:1), но когда Ной, проспавшись, узнает о поступке Хама, узревшего его наготу, то проклинает за это не Хама, имевшего благословение Божие, а внука Ханаана, сына Хамова (Быт.10:6). И наоборот: Бог не позволяет Валааму проклясть народ израильский «ибо он благословен» (Чил.22:12).

Исав, желавший «наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» (Евр.12:17), потому что благословение уже было получено Иаковым, хотя и обманным путем.

И если такую силу имеет человеческое благословение, то какую силу и непререкаемость имеют благословения Божии? Они вечны и неизменяемы. И потому совершенно несостоятельны утверждения о том, что Бог этот день отменил или упразднил, или что этот день мог потерять своего значения, своей святости и своего благословения.

И еще одна важная деталь, к которой мы еще вернемся: день седьмой - единственный из дней в Библии получивший имя - день субботний, т.е. день покоя Господнего, именно Господнего: «А день седьмый - суббота (покой) Господу Богу твоему» (Исх 20:10). За остальными днями недели остались только их порядковые номера: первый день недели, второй, третий и т.д.
СУББОТА В ЗАКОНЕ МОИСЕЯ

«Помни день субботний, чтобы святить его.

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои;

А день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.

Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11).
Десятисловие, или Декалог, включивший в себя Десять Заповедей, первоначально написанных рукою Бога на каменных скрижалях на Горе Синай на пятидесятый день после исхода евреев из Египта, являются Главнейшим Законом человеческой жизни, дающим человеку моральную, внутреннюю жизнь, как и написано, что «кто исполняет его, тот жив будет им» (Втор.30:16, Рим.10:5, Гал.3:12).

Десять Заповедей - это не просто десять повелений или запретов, касающихся различных сторон человеческой жизни - нет, Десятисловие - это сущность самой человеческой жизни в ее земном проявлении, это сама душа человека, изреченная в форме Закона. И потому нарушение какой-либо одной из заповедей не просто каралось Богом, но уже в самом нарушении несло смерть души.

Скрижали были положены в ковчег завета и в последствии находились в Иерусалимском храме, в святая святых. О том, что это означало - будет другой разговор, это уже другая тема, но коротко можно сказать, что по своей духовной значимости храм, святое святых и ковчег завета в нем, занимают высшее и главнейшее положение во всей духовной жизни израильского народа. Они являлись сердцем его религии. В книге Исход гл. 25 так описывается повеление Господнее о ковчеге:

“И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе.

...И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым” (Исход 25).
Откровение, которое Господь повелел Моисею положить в ковчег - было двумя каменными скрижалями с написанными на них Десятью Заповедями. Такими они и остались во времена Соломона и были перенесены из скинии в святая святых Иерусалимского храма.

«Не было в ковчеге ничего кроме двух скрижалей, которые положил Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исходе их из Египта» (2Пар.5:10).

Тайна храма, святого святых, завесы и ковчега уже приоткрыты нам в Новом Завете. Храм был прообразом человека; в храме обитала Шехина - Облако или Дух Святой, подобно как в человеке живет Дух Божий: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16-17, 6:19).

- Святое святых в человеке есть его дух, как частица божественной сущности от рождения вдохнутая в человека. В храме святое святых символизировало само небо (Евр.гл.9, гл.10), а в человеке его дух является небесной частью.

- Завеса, отделявшая святилище от святого святых есть плоть, которая в человеке заслоняет и закрывает его духовную сущность.

- Ковчег - есть совесть человека, в которой хранятся начертанные рукою Бога Вечные нравственные законы, которые Бог определил ему соблюдать.

- А два херувима, смотрящие на крышку ковчега - это Божественные очи, наблюдающие за чистотой совести.
И как в ветхозаветном храме однажды в год первосвященник входил во внутреннейшее за завесу и окроплял кровью козлов и тельцов крышку ковчега за себя и за грехи народа, и кровью очищался грех, а взиравшие уже на кровь херувимы являли умилостивление, подобно тому, как во время погубления первенцев в Египте, ангел проходил мимо тех домов, косяки которых были помазаны кровью агнца, так и в новом завете Кровь Иисуса Христа была принесена в умилостивление за грехи людей (1Ин.4:10).

На кровь взирал ангел - божественная карающая сила и проходил мимо, кровь умилостивляла требование суровой справедливости и наказания. Лица херувимов также были обращены на крышку ковчега, окропленную жертвенною кровью для прощения грехов народа.

Обо всем этом хорошо написано апостолом Павлом в послании к Евреям: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9:8-11).

Вот в чем заключалось значение Десятисловия и ковчега, таким оно и остается, потому что законы совести не изменились, они лишь расширились и углубились посредством учения Иисуса Христа. И когда Иисус Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай…». А Я говорю вам…», то этим Христос не упраздняет заповеди, но еще глубже раскрывает их внутренний смысл. Он полностью «распаковывает» их содержание. Теперь эти законы обретаются в сердце человека, как новый и истинный завет человека с Богом: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их...» Евр.10:16.

И вот в числе этих заповедей, на четвертом месте стоит заповедь о субботе. Нарушение субботы было таким же грехом, как и нарушение заповеди «Не убий», «Не кради» и других. Нарушение этой заповеди также оскверняет совесть, как и нарушение остальных. Нигде мы не находим, чтобы кто-либо отменил какую-либо из этих заповедей, в том числе и заповедь о субботе.

Суббота часто соседствует и с другими важными заповедями. Бог, давая повеление о почитании отца и матери, рядом ставит и заповедь о хранении субботы: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:3). Говоря о почитании святилища, также напоминает Господь и о субботе: «Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь» (Лев.19:30).
ПЕРВЫЙ ИЗ ПРАЗДНИКОВ

“В субботу, первую по втором дне Пасхи...” Лук.6:1.
Моисей, в перечне праздников Господних, на первое место поставил еженедельное празднование Субботы: «а в седьмой день суббота покоя, священное собрание». Но повеление о соблюдении субботнего дня, как дня покоя, было дано еще до Синайского законодательства.

Уже при собирании манны небесной в пустыне, Господь повелевает собирать ее в шестой день в двойной норме для дня субботнего, а в Субботу - оставаться в покое: «смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день. И покоился народ в седьмой день». (Исх.16:29-30).

Вторым праздником идет Пасха.

Удивительные два праздника: Суббота и Пасха! И поразительно их сочетание. В Законе мы видим что Пасха, как праздник Господень, идет вслед за Субботой, но по существу она предшествует Субботе, потому что Суббота, как день Господень, установленный от творения мира, не мог праздноваться до тех пор, пока не была совершена Пасха. Почему это так - мы увидим из дальнейшего развития нашей темы, но отголосок этого откровения мы уже слышим в молитвенных словах Сидура («Порядок молитв» - молитвенник еврея для ежедневного пользования): «Выходите, и мы пойдем навстречу Субботе, ибо она - источник благословения; в начале времен была она коронована - возникшая последней, но задуманная первой» (Сидур - Врата молитвы», изд. «Сифрият Бэйт-Эль», 1993, стр. 300).

Суббота, от творения не имевшая ни «вечера», ни «утра» (Быт.2:2-3), начинает, как бы зримо, но еще прообразно, воплощаться в исходе евреев из Египта.
«После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.

...Бог Евреев призвал нас; отпусти нас на три дня пути, принести жертву Господу, Богу нашему...» Исх.5:1,3.
Все праздники Господни установлены Моисеем и не могли совершаться евреями прежде исхода. Единственный праздник Господу, который мог существовать, будучи еще не совершаемым - это почитание Субботы, о которой было сказано от начала, по завершении творения, как о благословенном дне Господнем.

И эта Суббота седьмого дня, должна была прийтись на третий день Пасхи и исхода народа Божия из Египта.

И не случайно, что впоследствии Моисей, комментируя (Втор.1:5) законы Господни, заповедь о субботе связал также с исходом народа Божия из земли Египетской: «А день седьмый - суббота Господу, Богу твоему... И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» Втор.5:14-15.

И несмотря на то, что Субботе седьмого дня предшествовала Пасха, - Суббота была и останется первым праздником Господним, первою Субботою среди других суббот. (Как мы знаем, все праздники, сопровождавшиеся соблюдением покоя, также именовались субботами). В Сидуре об этом написано так: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями, и благоволивший к нам, и давший нам в наследие святую Субботу Свою в память о Сотворении Мира, - первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта».(Сидур, стр.333).
Теперь мы подходим к нашему главному вопросу, разрешить который нам поможет Христос, потому что покрывало, закрывавшее истинную суть Ветхого Завета может быть снято только Христом. 2Кор.3:14. Та же мысль звучит и в словах Христа: «Исследуйте Писания, ...они свидетельствуют о Мне» Ин.5:39. И мы обратимся к Новому Завету и ко Христу, чтобы снять это, ослепляющее доныне некоторые умы, ветхозаветное покрывало.
ТА СУББОТА БЫЛА ДЕНЬ ВЕЛИКИЙ

«Тогда была пятница пред Пасхою...»

Ин.19:14
Как удивительны книги Евангелия, в своих повествованиях заключившие как описание исторических событий, так и духовный их смысл. Записанные под водительством Святого Духа, они представляют чудную гармонию при их духовном толковании, и наполняются противоречиями, когда их пытаются низвести до буквального письма. Воистину «буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6).

Одним из таких мест, оказавшихся неразрешимым для буквенного толкования является описание пасхальных событий последних дней Иисуса Христа.

Синоптики (Матфей, Марк и Лука) описали последнюю вечерю Христа с учениками, как совершение иудейской Пасхи, в то же время евангелист Иоанн совершенно не упоминает о приготовлении учениками Пасхи, но описывает одну только вечерю, т.е. обычный ужин в кругу учеников. При этом Иоанн все время указывает, что Пасха иудейская, когда можно было есть пасхального агнца, еще не наступила (Ин.13:1, 18:28,39, 19:14,42).

Ответа на возникший вопрос: - была ли приготовлена учениками иудейская Пасха и ел ли Христос пасхального агнца (Лук.22:8-16) или нет, а если ел, то в какой день, - я пока еще не нашел в исследованной мной христианской литературе.

Мы знаем, что Пасха должна была по закону заедаться вечером 14 Авива (Втор.16:1), или по другому наименованию того же месяца, - Нисана: «Пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное время. В четырнадцатый день сего месяца вечером совершите ее в назначенное для нее время, по всем постановлениям и по всем обрядам ее совершите ее» (Чис.9:2-3).

Иудеи, будучи ревнители закона Моисея (Деян.21:20, 22:2, 2Мак.4:2), в заключении синедриона, не выдвинули обвинительного акта о нарушении Иисусом иудейской Пасхи (Мф.26:59, Ин.19,7). Да и Сам Иисус заверил когда-то народ, что Он исполнит закон до черты и иоты. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:17-18).

Следовательно, Пасха никак не могла быть перенесена на другой, кроме определенного законом, день; т.е. 14 Нисана. Но как же тогда быть с возникшим противоречием между евангелистами, описавшими, что Христос совершил Пасху и Иоанном, описавшим, что Христос был распят пред Пасхою (Ин.19:14) и следовательно никак не мог ее есть с учениками?

Это тема для другого разговора и объем статьи не позволяет раскрыть ее здесь в полной мере, но я надеюсь, что вдумчивый читатель сам получит ответ после изучения предлагаемой ему сейчас статьи.

Мы же за основание возьмем Евангелие от Иоанна и внимательно разберем последовательность событий последней Пасхи Иисуса Христа.

Та ночь, в которую был пойман Иисус в Гефсиманском саду, за потоком Кедрона, куда Он пошел с учениками после вечери, никак не могла быть пасхальной ночью, ибо в оную надлежало всем находиться в своих домах. Итак, поймав Иисуса, воины и служители Иудейские (Ин.18:12) отвели Его к тестю первосвященника Каиафы - Анне, во дворе которого и произошло известное всем событие - отречение Петра. Затем Анна послал связанного Иисуса к Каиафе и от Каиафы «повели Иисуса в преторию» к Пилату. Наступило утро и первосвященники и служители не вошли в преторию «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху»(Ин.18:28).

В этот же день Пилат предает Иисуса первосвященникам и служителям на распятие. В 14 стихе 19 главы написано, что «Тогда была пятница пред Пасхою, и час шестый». О том, что это была пятница говорят и 31 и 42 стихи той же главы. Особенно интересен стих 31: «Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставлять тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий...».

С этого момента начинает возникать некоторая путаница в календарных исчислениях и днях недели. Дело в том, что еврейский древний календарь отличался от нашего и в нем не было наименования у дней недели, кроме дня субботы. Все дни носили порядковые номера «день первый», «день второй», «день пятый» и т.д. (Быт.1:3-23). Обычным счислением было счисление дней месяца, а не дней недели, как например: «в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу» (Лев.23:5-6).

И только в праздники, которые должны были праздноваться в течении семи дней (Лев.23:5-8 и 34-36) и в которые не должно было совершать никакой работы (ст.7, 36) идет счисление от первого дня праздника. Все дни таких праздников, и других, которые не выпадали на седьмой день недели - Субботу Господню, но в которые нельзя было работать, также именовались субботами, поскольку: «это для вас суббота покоя» (ст.32).

Но в предлагаемом случае пятница, т.е. пятый день никак не мог быть исчислен от начала месяца, потому что это было 13-й день месяца, также этот день не мог быть исчисляем от начала праздника, потому что праздник только наступал.

Следовательно, упоминаемая у евангелиста Иоанна «пятница пред Пасхою» была всего лишь пятым днем недели за которым должен был следовать день шестой. Но из 31 стиха Евангелия от Иоанна получается, что за пятницей должна последовать суббота, как это идет в нашем календаре. На деле же, за пятницею, т.е. пятым днем недели наступала Пасха, которая также называлась субботой и была «днем великим». Ибо если в Субботу и разрешалось совершать субботний путь, то в пасхальную субботнюю ночь никто не должен был выходить из дома своего (Исх.12:22). И эта пасхальная суббота была шестым календарным днем недели, за которой следовал опять день субботы, но уже Субботы седьмого дня.

Подтверждение этому мы видим в шестой главе Евангелия от Луки. «В субботу первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями...». Мы знаем, что месяц Авив или Нисан - был первым месяцем еврейского года в память выхода их из Египта (Исх.12:2, 2Езд.5:6), а исчисление годовых суббот начиналось с первой субботы после Пасхи, и потому эта суббота именовалась субботой первой.

Подтверждение этому мы находим у Д. Щедровицкого: «В солнечном году 52 субботы. Счет годовых суббот с самых ранних времен начинался после Пасхи, т.е. после исхода. Первая суббота после Пасхи называется «субботой первой», затем следует «суббота вторая» и т.д.» (Д. Щедровицкий «Введение в Ветхий Завет» том II, Книга Исход, Москва «Теревинф», 1997, стр. 116).

Итак, мы видим, что все пасхальные дни были субботами, но «суббота первая» - Суббота седьмого дня пришлась на второй день Пасхи и третий день распятия Иисуса. Это очень важное упоминание, которое поможет нам в наших дальнейших исследованиях.
НА РАССВЕТЕ ПЕРВОГО ДНЯ НЕДЕЛИ...

«Во едину от субботъ Мариа Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гробъ» Ин.20:1
В русской Библии Синодального издания 28 глава Евангелия от Матфея начинается так: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб».

В исследовании этого текста я вначале обратился к Библии на церковнославянском языке. Там этот текст записан так: «В вечер же субботный, свитающи во едину от суббот», т.е. «В вечер же субботний, рассветающий в первую субботу». Какое-то непонятное алогичное выражение. Тогда я обратился к Армянской Библии, перевод которой считается авторитетным и древним. Там точно такое же выражение! Проверял этот текст по греческому Евангелию, и там точно также написано. Заглянул я в Толковую Библию А.П. Лопухина (Петербург, 1911, стр. 466), а там сам Лопухин в затруднении от запутанности текста и своего комментария.

Но все становится на свои места после того, как мы разобрались с субботой дня великого и субботой первой. Тогда этот текст получает такой смысл: по прошествии субботы пасхальной, на рассвете Субботы первой, т.е. Субботы седьмого дня...

Вы помните, что мы, вначале статьи, упомянули о вечере и утре, сопровождавших творение каждого дня, и что в описании седьмого дня они отсутствуют. Читатели журнала «Млечный Путь» должны помнить, что разбору этого вопроса была посвящена моя статья «И Свет во Тьме» в №3-1998 г., стр.22. И вот теперь мы сталкиваемся с вечером субботы и утром субботы, Вечером Распятия Иисуса и Утром Воскресения Христа (Сравните с Пс.29:6). День Господень стал Днем Покоя Господнего в Его Воскресении, как День Нового Творения.

Но обратимся к русскому тексту, давшему основание говорить о «первом дне недели» как о воскресном дне, а субботу пасхальную поставить на место субботы седьмого дня и пятницу перенести на шестой день недели. Каким же образом славянское выражение «Во едину от суббот...» при переводе на русский язык превратилось «В первый день недели...»? Это станет понятно, если мы вспомним, что слово «неделя» происходит от выражения «не делать», т.е. находиться в состоянии покоя. На украинском и белорусском языках, до сих пор слово суббота, т.е. покой называются «нэдiля» и в календаре соответствуют дню воскресению, что вполне справедливо.

Вот и получилось, что «первая суббота» превратилась «В первый день недели», перепутав и перевернув все так, что до сего дня многие не в состоянии разобраться в этом вопросе.

Все это было понятно и открыто нашим древним старцам, не спешившим День Воскресения Христа считать первым днем недели и путаться с субботним днем. Они четко сохранили для нас День Воскресения Христа, как истинный День Господний, Субботу Его покоя, день седьмой.

И совершенно неуместны перетасовки дней недели, как это делает старец Петр Александрович Петров, и совсем уж странным выглядит высказывание известного баптистского служителя Карева, который имел неосторожность о субботе и воскресенье высказать следующее: «По примеру апостольских церквей и мы чтим и святим первый день недели, то есть воскресный день.

…Но если бы в какой стране был установлен другой день, освобождающий тружеников от работы, то христианство превратило бы этот другой день покоя в день Господень (?) и посвятило бы его Господу, так же, как ветхозаветный народ посвятил субботу Господу и как посвящает сегодня Церковь Христа воскресный день Господу» (А.В. Карев. «Голгофа», Москва, 1997 г. стр.128).

Вот и получилось с христианством, что дни Господних праздников, т.е. тех, которые установил и освятил Сам Бог, - забыли, но свои, самовольные установили и «посвятили» их Христу!!!

Не о них ли с болью в сердце пророчествовал Исаия, что «праздники ваши ненавидит душа Моя; Мне тяжело нести их» Ис.1:15.
СЕЙ ДЕНЬ СОТВОРИЛ ГОСПОДЬ

«Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.

Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь»

Ис.66:22-23
Вот и стало все на свои места, и я думаю, что теперь нам понятно, почему суббота не могла быть празднуема прежде дня Пасхи, потому что она в Ветхом Завете была прообразом Воскресения Христа. И как Христос воскрес на третий день, так и на третий день после пасхальной ночи и исхода из Египта, Господь повелел отпраздновать ее в пустыне.

В пророческом 131 псалме, восьмой стих в славянском переводе звучит так: «Воскресни, Господи, в покой Твой...», а в 13 и 14 стихах написано: «Ибо избрал Господь Сион; возжелал его в жилище Себе. «Это покой Мой на веки, здесь вселюсь; ибо Я возжелал его». Мы знаем, что Сион это прообраз Новозаветной Церкви, Церкви искупленной Христом, которую возлюбил Господь и которая теперь, по Его Воскресению есть Его Тело», в Которое Он вселился Духом Своим (прочтите и сравните Евр.10:5, Еф.1:17-23, Кол.1:15-22, 2:817).

Вот почему Христос сказал о Себе, что «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф.12:8), а всякий господин обязан хранить и умножать то, что ему вверено, но не отменять и упразднять. «Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех», - пишет Соломон в Книге Премудрости (Прем.12:16), показывая, что право власти располагает имеющего ее к сохранению всего, что в его власти.

И, если для народа Божия, т.е. еврейского народа, еще оставалось ветхозаветное субботство (Евр.4:9), поскольку еще стояла прежняя скиния (Евр.9:8) (во время написания ап. Павлом своего послания к Евреям), то для тех, «кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:10).

Обратите внимание, что Бог не прекратил дела, а только успокоился от них, т.е. нашел в Своих делах покой. Потому и Сам Христос творил дела Божии и когда искали Его убить за то, что он в Субботу творил такие дела, то: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин.5:19-21).

Потому и призывал Господин Субботы: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» Мф.11:28-30).

Так и мы должны теперь прийти от субботы ветхозаветной, прообразной, в самый ее образ - субботу новозаветную, которая теперь есть ВОСКРЕСЕНИЕ и которую можно также назвать ЦАРСТВОМ ХРИСТОВЫМ, ВЕЧНОЙ ЖИЗНЬЮ, т.е. всем тем, что можно приобрести во Христе.

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а о не земном» (Кол.3:1-2). Аминь.
P.S. Многие мысли не вместились в статью и, надеюсь, читатель простит мне это.

К примеру, я не успел раскрыть значение субботы, как ЗНАМЕНИЯ ЗАВЕТА; не успел и сказать, что по лунному религиозному календарю, которым пользовалось еврейское священство, месяц Нисан всегда приходился на новолуние и следовательно все дни недели приходились всегда на те же самые числа. Подтверждение этому я нашел в одной статье о Правилах Православной Церкви.*

Следовательно, во всех случаях «суббота первая» должна была приходиться на «второй день пасхи», естественно иудейской. И если Иисуса распяли в пятницу, т.е. в пятый день, 13 Нисана, потому что у евреев день начинался с вечера и 14 число еще не наступило, то в шестой день недели Он был во гробе и воскрес в седьмой день недели по второму дню Пасхи (Лук.6:1).

Поэтому Пасха ветхозаветная с закаланием пасхального агнца была только прообразом Христа. Вот почему и призвал ап. Павел: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:7-8).

И если «Пасха наша, Христос, заклан за нас», то тогда Суббота есть - «Христос воскрес из мертвых» (Рим.6:4), т.е. день Воскресения, что мы и празднуем, что и требовалось доказать. И этот день праздника не мы установили, но Сам Бог, определив его как день Господень и поставив в среде праздников на первое место.

Кстати, слова ап. Иоанна в Откровении (гл.1, ст.10): «Я был в духе в день воскресный...»,** в греческом тексте записаны так: «Я был в духе в день Господний», а в славянской Библии: «Бых в духе в день неделный».

И этим, думаю, сказано все.
* «Поводом к изданию этого правила послужила, по всей вероятности, иудеохристианская секта евионитов, утверждавшая, между прочим, что воспоминание Христова Воскресения должно праздноваться в 14-й день еврейского месяца нисана, когда празднуется и иудейская пасха, так как ни одним законом, по учению этой секты, не было отменено для христиан постановление о дне празднования пасхи Ветхозаветной Церкви. Но иудеи употребляли для исчисления времени не солнечный год, а лунный и месяц нисан начинали новолунием, ближайшим к весеннему равноденствию. Так как лунный год на несколько дней короче солнечного, то при таком исчислении большей частью случалось, что иудеи праздновали свою пасху раньше весеннего равноденствия. Для указания на различие между пасхой ветхозаветной и новозаветной, не имеющих между собой ничего общего, и для устранения всякой общности в священных обрядах между христианами и иудеями, к тому же чтобы осудить обычай, проникший от евионитов к некоторым православным священным лицам, правило предписывает всем наблюдать весеннее равноденствие и только после него праздновать воспоминание Христова Воскресения, а отнюдь не вместе с иудеями. Духовное лицо, нарушившее это, подвергается по правилу извержению из священного сана» (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. СПб., 1911 [репринт: 1994]).
**Воскресенье в IV веке, наконец, стало официальным выходным днём для всей империи. Начало этому положил имп. Константин Великий, который по свидетельству Евсевия Кесарийского «предназначил для молитвы день Господень». Эдикт этот вышел в 321 г. В конце века (386 г.) имп. Феодосий Великий подтвердил этот эдикт и запретил в воскресные дни даже публичные представления и зрелища, как кощунственные.

___________________________________________
ИЗ ФОРУМА
Я мог бы много написать по теме, но не хотелось бы в качестве "контраргумента" быть обвиненным в "попытке босновать писанием уже готовую теорию". Поэтому, если сможете, дайте пожалуйста, аргументированные и, по возможности,полные ответы на следующие вопросы:

1) что значит "благословил";

2) что значит "освятил";

3) что значит "почил";

4) что значит "суббота создана для человека" (а что, среда - нет?);

5) почему нет в НЗ следов полемики между Павлом и иудеями по вопросу соблюдения-несоблюдения субботы;

6) как Адам и все родившееся от него человечество должно было соблюдать и соблюдало бы субботу, если бы Адам не пал?;

7) как Христос во время всей Его земной жизни соблюдал субботу (вероятно, для нас Он должен быть примером и в этом также);

чем евреи лучше (если суббота была для них благословением) или хуже (если суббота была для них тяжелым бременем) всех остальных народов?;

9) на каком основании утверждается, что до дня Пятидесятницы (когда был дан Святой Дух) никто не был водим Духом Святым?;


10) что значит "ПОМНИ день субботний"? Что они могли "забыть"? И можем ли мы, подобно им, "забыть"? Чем мы "умнее" их?

11) является ли Иисус Господином брака (автором 7-й заповеди, защищающей институт брака, установленный в Эдеме)? Если "да", значит ли это, что 7-я заповедь отменена?

12) является ли Иисус Господином субботы (автором 4-й заповеди, защищающей день покоя, установленный в Эдеме)? Если "да", значит ли это, что 4-я заповедь отменена?;

13) может ли христианин сказать законнику, который пытается (как христианин считает) спастись соблюдением закона: "соблюдайте субботу, если вы считаете что это правильно"? Не должен ли он приложить все усилия для того, чтобы спасти погибающего? И не будет ли кровь погибшего в таком случае взыскана с такого "христианина" в день суда?

14) может ли Святой Дух сказать человеку, чтобы тот сделал что-то такое, что противоречит Писанию, вдохновленному также Святым Духом?

15) спасались ли евреи до Христа верой или соблюдением закона? (Я не имею в виду, "пытались ли спастись", но СПАСАЛИСЬ ли);

16) должен ли христианин участвовать в причастии(вечере Господней) и принимать водное крещение?
перейти в каталог файлов


связь с админом